Первым специализированным парфюмерно-косметическим магазином в нашей стране стала "Золотая роза", открытая швейцарской компанией Temtrade в 1989 году. В массовом порядке магазины дорогой косметики стали появляться лишь через пять-шесть лет. Их открывали дистрибуторы западной косметики категории "люкс" (марки Lancome, Chanel, Christian Dior, Nina Ricci и т.д) - компании "Арбат Престиж" (владелец одноименной сети), "Люкс Холдинг" (сеть Rivoli), Alkor (сеть "Л'Этуаль") и все та же Temtrade (владелец сети "Л'Эскаль", в которую входила и "Золотая роза"). Дистрибуторы были вынуждены пойти по этому пути, поскольку розницы, соответствующей уровню товара, на тот момент не существовало: косметику в основном продавали в универмагах, на лотках, открытых рынках, в переходах метро и даже в обычных гастрономах.
Примечательно, что, создавая магазины нового формата, их основатели не возлагали особых надежд на розницу и относились к розничной торговле как к бизнесу, сопутствующему дистрибуции, - они с успехом продвигали товар в неспециализированных российских магазинах вроде ГУМа и ЦУМа. Через пару лет стало ясно, что у розничной торговли косметикой в России большие перспективы.
Об этом прежде всего свидетельствовали стремительные - более чем на 20% в год - темпы роста потребления косметической продукции, в том числе и дорогих, эксклюзивных марок, отмечавшиеся в конце 90-х.
Одновременно возросли требования потребителей не только к качеству товара, но и к самому процессу покупки. "Россиянки захотели приобретать кремы, помаду и духи в достойном месте - с красивым оформлением, освещением, советуясь с опытным консультантом - словом, в специализированном магазине, где к тому же полностью гарантировано качество всех продуктов, а не на рынке или в совковом универмаге", - говорит Владимир Некрасов,основатель и владелец сети "Арбат Престиж".
В результате вместе со всем косметическим рынком стала быстро расти и парфюмерная розница, постепенно вытесняющая дистрибуцию. Отказаться от услуг оптовиков иностранцев не в последнюю очередь подтолкнули частые скандалы. Самый громкий случился в прошлом году, когда эксклюзивный дистрибутор концерна L/Oreal - компания Temtrade - обвинила I/Oreal в организации "серых" поставок в страны СНГ. Вина L'Oreal судом доказана не была, однако эксклюзивный контракт между компаниями был разорван. Отчасти это послужило причиной сокращения бизнеса Temtrade в России - без популярной косметики l/Oreal компании было сложно конкурировать с другими сетями, и магазины "ТГЭскаль" были проданы компании Alkor. L'Oreal начала работать в России через собственное представительство, и вскоре, по мнению специалистов, ее примеру последуют и другие западные компании. В таких условиях российским дистрибуторам ничего не остается делать, как развивать собственную розничную торговлю, тем более что у большинства из них (как, скажем, у "Парфюм-Стандарта") развитая региональная сеть. Дальше всех пошла "Арбат Престиж" - компания отказалась от оптового бизнеса и сделала ставку на развитие своей розничной сети - магазинов "Арбат Престиж".
Параллельно менялась и ассортиментная политика ритейлеров. Со временем они стали "разбавлять" эксклюзивный ассортимент более дешевой и ходовой продукцией
- так называемой косметикой масс-маркет, доведя ее долю в своих магазинах до 15-20%, что позволило привлечь массового покупателя и увеличить товарооборот. За последние два-три года российская косметическая розница в целом выросла почти впять раз, обороты же ведущих игроков ежегодно утраивались.
Сегодня около 65% парфюмерно-косметической розницы принадлежит шести ведущим сетям. Это российские: "Л'Этуаль", "Арбат Престиж", Rive Goche (принадлежит компании "Парфюм-Стандарт"), lie de Beute (принадлежит холдингу "Единая Европа"), и сети со значительным участием иностранного капитала, появившиеся в России в этом году: Brocard (принадлежит немецкой Brocard Group Ltd.), Douglas Rivoli (принадлежит немецкому концерну Douglas Holding AG и российской компании "Люкс Холдинг"). Остальные 35% российской парфюмерно-косметической розницы занимают несетевые игроки - такие, как, скажем, "Артиколи".
Абсолютным лидером по количеству магазинов сети по России стала "Л'Этуаль", в состав которой сегодня входит порядка ста торговых точек, а по числу столичных магазинов (13) - "Арбат Престиж". Выросли до крупных игроков и некоторые региональные сети, как, например, lie de Beute. Всего же сегодня в стране действует около 300 специализированных парфюмерно-косметических магазинов. И хотя Россия еще очень отстает от Европы по количеству специализированных парфюмерных магазинов, по такому показателю, как эффективность использования торговой площади, мы находимся на уровне развитых стран. "Сегодня у наших розничных косметических компаний этот показатель составляет не менее четырех-пяти тысяч долларов с квадратного метра в год, что сопоставимо с показателями таких известных европейских косметических сетей, как французская Marrionaud и германская Douglas", - говорит г-н Некрасов.