Доля товарной группы в общем объеме реализа-ции предприятия, %
32,6
5. Построить матрицу БКГ. В качестве границ квадрантов (срединные значения в матрице) применяются:
· средний индекс темпов роста рынка, равный 1,1, т.е. постоянный объем реализации с учетом темпов инфляции (10-12%);
· относительная доля рынка. Значение вертикальной границы примем равным 0,8 (если вертикальная граница будет проходить на уровне единицы, то единственная возможность для фирмы стать звездой или дойной коровой – стать в отрасли (товарной группе) обладателем самой большой доли рынка).
· диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема товарной группы в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием товарной группы №1 см. рис. 2).
6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать товарную стратегию предприятия. Она формируется по отдельным товарным группам и может содержать следующие стратегические решения:
· убрать из товарного портфеля предприятия;
· увеличить объем реализации, изменяя структуру товарного портфеля;
· изменить относительную долю на рынке;
· увеличить инвестирование;
· ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными товарными группами и т.п.
Рис. 2. Матрица БКГ
При формировании товарной стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирование товарного портфеля:
· «звезды» оберегать и укреплять;
· по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
· для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;
· «вопросительные знаки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;
· комбинация товаров «вопросительные знаки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования – умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
· комбинация «вопросительные знаки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
· комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.