1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объем реализации) предприятия и относительная доля рынка.
2. Рассчитать темпы роста рынка (РР). Они характеризуют движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации и могут быть определены по каждой товарной группе через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (2002–2003 гг.).
Индекс темпа роста по каждой товарной группе определяется как отношение объема реализации продукции за 2003 г. (текущий) к объему ее реализации за 2002 г. (предыдущий) и выражается в процентах или коэффициентах роста. Например, РР для товарной группы №1 = 2500 / 2900 = 0,86.
3. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке (ОДР), по каждой товарной группе. Относительная доля рынка определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы.
Примечание: доли рынка предприятия или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной товарной группы соответственно предприятием или сильнейшим конкурентом.
Например, ОДР для товарной группы №1 = 34 / 17 = 2. Это означает, что объем реализации предприятием товарной группы №1 превышает реализацию аналогичной товарной группы сильнейшей конкурирующей фирмой в два раза.
4. Рассчитать долю (в %) каждой товарной группы в общем объеме реализации предприятия по 2003 г.
Расчетные данные можно представить в табличном виде (таблица 6).
Таблица 6