Управленческий анализ —это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Основная цель управленческого анализа — оценка стратегической ситуации на предприятии с учетом имеющихся ограничений и перспектив развития.
Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:
- он важен для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;
- необходим для оценки привлекательности организации, с точки зрения внешнего инвестора или определения позиции организации в национальных и иных рейтингах;
- позволяет выявить резервы и возможности организации для ее адаптации к изменениям внешней среды.
Управленческий анализ деятельности предприятия осуществляется в соответствии с основными уровнями «стратегической пирамиды». Выделяют три уровня анализа:
1) корпоративный;
2) деловой, или бизнес-уровень;
3) функциональный.
Следует отметить, что в любой экономической системе все тесно взаимосвязано и сложно выделить непересекающиеся блоки для анализа. Но разделение управленческого анализа на уровни в крупных диверсифицированных фирмах позволяет эффективно распределить полномочия и ответственность между руководителями.
Таким образом, в процессе анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания его конкурентных преимуществ. Следовательно, имея внутреннюю направленность (внутренняя деятельность предприятия), управленческий анализ ориентирован на требования внешней среды.
В основе управленческого анализа лежат следующие принципы:
1. Принцип системного подхода, согласно которому организация рассматривается как сложная открытая система, состоящая из ряда элементов, называемых подсистемами, которые взаимодействуют между собой и с внешним окружением.
2. Принцип комплексного анализа, предполагающий одновременное изучение всех составляющих подсистем организации и коммуникаций (связей) между ними;
3. Динамический принцип, предполагающий проведение аналитического среза всех подсистем в динамике (развитии).
4. Принцип сравнительного анализа, которыйзаключается в том, что производится относительный анализ деятельности организации, т. е. в сравнении (относительно) с аналогичными показателями конкурирующих фирм.
5. Принцип учета специфики организации, предполагающий знание значимых отраслевых и региональных особенностей деятельности организации.