В настоящее время выделяют следующие методы управленческого анализа:
1) портфельный анализ;
2) наблюдения и опросы работников организации по специальным методикам;
3) ситуационный анализ;
4) кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией;
5) «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;
6) экспертные оценки;
7) математические методы (анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д.).
Методы работы с количественной информацией являются более точными и шире распространены в современном менеджменте. Качественная информация находится под сильным воздействием внутриорганизационной среды. Она содержит стереотипные суждения насчет проблем организации. Она часто бывает субъективной, отражающей интересы и мнения конкретных подразделений.
Основными методами получения качественной информации являются беседы с руководителями и специалистами предприятия, экспертами, анкетные опросы работников предприятия, а также различные методы групповой работы, которые позволяют выработать согласованные взгляды и позиции по обсуждаемым проблемам.
Наглядным примером использования метода наблюдения и опросов работников предприятия по специальным методикам является диагностическое обследование системы управления одного из оборонных предприятий (будем называть его «Завод»).