Для анализа тенденций изменения внешней среды фирмы используется техника анализа ПЭСТ (СТЭП) – PoliticalEconomicSocialTechnological Environment. Методика ПЭСТ изучает 4 основные группы факторов, оказывающих влияние на фирму (как видно из названия). На практике также учитываются такие факторы, как: правовой климат, природная среда, демографическая ситуация, культурная среда и т.д. Внешние обстоятельства одновременно могут разрушать и создавать стратегические альянсы, приводить к появлению новых рынков сбыта, изменению системы приоритетов фирм.
Изменение факторов внешней среды:
1.Политические (смена правительства, усиление/ослабление роли профсоюзов, создание и распад политических блоков, конец холодной войны, стабилизация политической ситуации)
2.Экономические (изменение ВНП, рост/снижение темпов инфляции, изменение стоимости кредитов, падение уровня доходов населения и размера сбережений, рост/сокращение уровня безработицы, спад в некоторых отраслях промышленности, изменение курсов валют)
3.Социальные (снижение/повышение ур. образования, рост числа служащих, изменение отношения к корпоративным ценностям, исчезновение и возникновение религиозных течений, сохранение стиля жизни, обычаев и привычек.)
4.Технологические (ускорение развития НТП, разработка и внедрение новых технологий, увеличение бюджета на НИОКР.)
5.Правовые (развитие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и по защите окружающей среды)
6.Демографические (рост/сокращение численности населения, рождаемости, старение населения, изменение возрастного состава населения, миграция)
7.Природные факторы (истощение ресурсов, увеличение загрязнения окружающей среды, удорожание энергоносителей, усиление борьбы за защиту окружающей среды)
8.Культурные факторы (сохранение устойчивости базовых культурных ценностей, развитие субкультур, изменение вторичных культурных ценностей)