Стратегии расширения производства (связаны с изменением одного или неск.из 4 элементов: продукта, рынка, конкурентной позиции, технологии):
1. Стратегии концентрированного роста – изменение продукта и/или рынка и не затрагивающие др. элементы – когда фирма не исчерпала возможности, связ с ее товарами на существ.рынках +выход на новые рынки.
Стратегия проникновения на рынок – внедрение имеющихся товаров на новые рынки
Стратегия развития рынков – увеличить объем продаж имеющихся товаров на существующих рынках (требует больших маркетинговых усилий)
Стратегия развития продукта – разработка улучш или новых продуктов на уже освоенном рынке
2. Стратегии интегрированного роста – расширение фирмы путем добавления новых структур (приобретение собств-ти или расширение изнутри). Оправданны, когда фирма может развивать пр-во и повышать рентабельность, контролируя стратегически важгые для нее звенья в цепи пр-ва и продажи товаров
Вертикальная стратегия «назад» - приобретение поставщиков или усиление контроля за системой поставок
Вертикальная интеграция «вперед» - приобретение или усиление контроля над каналами распределения продукции
Стратегии горизонтальной интеграции – поглощение или усиление контроля над конкурентами + сотрудничество фирм-конкурентов на временной или пост основе.