Связаны с изменением продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии. Оправданы, если мало возможностей для роста в существующем виде деят-ти фирмы; сильны позиции конкурентов; новый бизнес обеспечит синергический эффект; у фирмы есть финн ресурсы для инвестирования.
Критерии определения, способно ли решение по диверсификации повысить доходность акций: 1)критерий привлекательности – благоприятны ли условия для конкуренции и рыночной среды отрасли? 2)критерий «издержки входа» - не слишком ли высоки затраты при вхождении в новую отрасль? 3)критерий доп.выгод– возможно ли создать конкурентное преимущество в новой сфере деятельности? - у фирмы большой потенциал для создания доп.доходности акций, если соответствует по всем 3 критериям.
Типы диверсификации:
1) Стратегия концентрической диверсификации – использование доп возможностей пр-ва новой продукции, которая соответствует существующим возможностям (технологическим, маркетинговым…) фирмы
2) Стратегия горизонтальной диверсификации– поиск возможностей рынка на существ рынке за счет выпуска новой продукции, даже если она не связана технологически с имеющимися пр-ными мощностями фирмы (однако связаны, напр, с маркетинговыми возможностями фирмы)
3) Стратегия конгломератной диверсификации – освоение видов деятти, не связанных с ее традиционным профилем ни в технологическом, ни в коммерческом плане – самая сложная для реализации, цель – обновление портфеля фирмы