Стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций. Стратегия – это модель, интегрирующая осн. цели и политику фирмы.
С точки зрения иерархии управлениявыделяют:
- корпоративная стратегия (управляющие высшего звена, деятельность в различных отраслях)
- деловая (директорат, деятельность в одной сфере)
- функциональная (рук-ли отделов, управление текущей деятельностью одного подразделения)
- операционная (рук-ли на местах, управление операционными звеньями).
Разработка стратегии идет сверху вниз.
М. Портер выделял 5 стратегий по усилению конкурентных преимуществ:
- лидерство по издержкам (снижение полных издержек пр-ва)
- широкая дифференциация (придание товаром хар-к, отличающих их от товаров конкурентов)
- оптимальных издержек (оптимальная цена за счет низких издержек и широкой дифференциации)
- сфокусированное лидерство (рыночной ниши). 2 эффекта: экономии на объемах пр-ва и эффект кривой обучения (при возрастании объема пр-ва снижаются издержки)
- сфокусированная дифференциация (работа на узком сегменте рынка, где достигаются конкурентные преимущества)
Классификация по функциональным направлениям деятельности внутри компании:
1. Стратегии, ориентированные на внутреннюю сферу деятельности:
- планирования
- контроля
- координации
- структурного построения
- мотивации
2. Стратегии, ориентированные на внешнюю сферу:
- инвестиционные
- ресурсообеспечения
- политические (игнорирования, учета полит интересов, создания стратег альянсов)
- экологические
- маркетинговые
Инвестиционные стратегии.
А) стратегии инвестиционной активности:
1. Стратегия поведения на рынке ц/б (выработка правил мобилизации дополнит. фин. ресурсов.
2. Стратегии расширения производства
- стратегия концентрированного роста связана с изменением товара и рынка и актуальна, когда фирма еще не исчерпала все свои возможности. Данная стратегия включает стратегию проникновения на рынок (внедрение новых товаров на новые рынки), стратегию развития рынка (старый товар на новом рынке), стратегию усиления позиций (увеличение объема продаж старого товара на старом рынке путем продления жизн. цикла товара), стратегию развития продукта или по рекламе (разработка улучшенных или новых товаров и их реализация на освоенном рынке).
- стратегия интегрированного роста направлены на изменение положения компании в отрасли за счет добавления новых структур. Данная стратегия включает вертикальную интеграцию назад (направлена на рост фирмы за счет приобретения поставщиков или усиления контроля над системой поставок), вертикальную интеграцию вперед (усиление контроля над каналами распределения), горизонтальную интеграцию (поглощение или усиление контроля над конкурентами).
3. Стратегии диверсификации применяются когда существующая деятельность бесперспективна с т.зр. дальнейшего роста; позиции конкурентов очень сильны, а базовый рынок в состоянии спада; при попытке извлечь синергический эффект; крупные финансовые ресурсы и их надо вложить.
Виды диверсификации:
Концентрическая – поиск новых возможностей пр-ва новых продуктов в существующей сфере и технологиях.
Горизонтальная – поиск возможностей роста за счет новой технологии при прежних каналах сбыта.
Конгломератная – расширение за счет пр-ва технологически новых продуктов. Самая сложная диверсифик.
Б) стратегии целенаправленного сокращения
1. Стратегия свертывания – продажа подразделения при необходимости получения средств для развития более перспективных видов деятельности.
2. Сокращения расходов
3. Сбора урожая максимизация доходов в краткосрочной перспективе
4. Ликвидации – отказ от нек направлений деятельности или нек хоз подразделений