- интенсивный (значительное повышение количественных показателей деятельности фирмы над показателями предшествующего периода). Это возможно в отрасли, где растет сам рынок, и эти отрасли имеют интенсивное изменение технологий. Стратегия роста может применяться в новых отраслях;
- ограниченный рост, предполагает рост показателей от стабильного. Является во многих случаях желательной стратегией, так как источник получения прибыли.
Основная проблема стратегии роста: противоречие между источниками роста в крат-косрочном и долгосрочном временных периодах. Рост для фирмы может быть:
- внутренним (увеличение ассортимента товаров);
- внешним (проникновение в новые отрасли).
Основные варианты роста:
1. Стратегия концентрированного роста (рост внутренних источников, т.е. все произ-водство в рамках прежней отрасли. Основная цель – улучшение положения компании на рынке). Стратегия может быть направлена на усиление позиций на рынке; на развитие рын-ков, т.е. нахождение новых рынков для своего товара; на создание нового товара на прежнем рынке.
2. Интегрированный рост (создание новых стратегических единиц):
- расширение изнутри;
- приобретение новой собственности. Варианты интеграции: вертикальная:
- обратная (контроль над предшествующими звеньями). Цель: уменьшение зависи-мости компании от поставщиков и цен на ресурсы;
- вертикальная интеграция, идущая вперед (приобретение торговых сетей). Цель: контроль всей цепочки производства и потребления.
3. Диверсифицированный рост:
- стратегия выхода на новые рынки с новым продуктом. Типы диверсификации:
- центрированная (поиск возможностей новых товаров);
- горизонтальная – проникновение в отрасли, связанные с изначальной сферой дея-тельности;
- конгломеративная – проникновение в отрасли, никак не связанные с изначальной сферой деятельности.
Стратегии сокращения:
- частичное сокращение;
- полная ликвидация компании.
Стратегии сокращения не являются признаком обязательного банкротства.