Является одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности компании и исходит из того, что темпы роста объемов продаж продукции на рынке и ее соответствующая доля рынка являются важными факторами при определении стратегии. Матрица состоит из четырех квадратов, по осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждое хозяйственное подразделение(деловая единица) представ-лено в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли корпорации(рис. 3).
Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данного хозяйственного подразделения(продукта) к доле рынка основного конкурента (лидирующего конкурентного продукта).
Относительная доля рынка отражает уровень издержек, базирующийся на опыте компании и масштабах производства. Компания БКГ установила , что с увеличением объема производства, достигнутым в ходе накопления производственного опыта уровень знаний ведет к поиску путей повышения эффективности производства и ,как следствие, к снижению уровня издержек.
Относительная доля рынка
высокая ( >1) низкая (< 1)
Звезды
Трудный ребенок
Дойная корова
Собака
Рис.4. 2. Матрица БКГ «рост-доля»
Примечание. Разделительная линия между высоким и низким темпом роста объема продаж продукта на рынке обычно устанавливается на значении 10%.Разделительная линия между высокой и низкой долей рынка устанавливается на уровне 1(многие эксперты считают, что эту границу следует устанавливать на уровне 0,75 - 0,80 ).
Таким образом, конкурент, который добивается наибольшей доли, старается реализовать достигнутые преимущества в области снижения издержек, что ведет к снижению цены и завоеванию новых покупателей, увеличению объема продаж, расширению занимаемой доли рынка и получению дополнительной прибыли.
Характеристика четырех основных типов
продуктов БКГ.
Звезды(хозяйственные единицы с высокой относительной долей рынка в быстрорастущих отраслях).
n лидеры быстрорастущих рынков;
n высокий темп роста продаж;
n значительная прибыль;
n для финансирования роста необходимы значительные инвестиции;
n обычно переходят в категорию дойных коров.
Возможные стратегии:
-принять оборонную стратегию(защитить имеющуюся долю рынка);
-произвести повторные инвестиции доходов в виде модернизации
продукта, снижения цены, повышения эффективности производства