n начальная точка большинства выпускаемых на рынок продуктов;
n высокий темп роста продаж;
n низкая относительная доля рынка;
n ограниченные возможности использования эффекта кривой опыта и экономии на масштабах производства;
n огромные потребности в финансировании(исследования и разработки, стоимость выпуска на рынок и т.п.);
n низкий коэффициент прибыльности, являющийся следствием вышеперечисленных факторов.
Возможные стратегии:
-принять стратегию «наращивания»(произвести значительные инвестиции для получения сверхвысокой доли объема новых продаж);
-принять стратегию «наращивания»(выкупить продукты-конкуренты для того, чтобы получить дополнительную долю рынка);
-сфокусировать усилия на конкретной нише рынка, в которой может быть достигнуто доминирующее положение;
-применить стратегию «урожая»(повысить краткосрочную прибыльность путем снижения до минимума всех затрат );
-как естественное следствие стратегии «урожая» применить стратегию «сворачивания»(прекратить выпуск данного продукта или продать хозяйственное подразделение с тем, чтобы с большей пользой использовать ресурсы в другом месте).
Дойные коровы (хозяйственные подразделения, имеющие высокую относительную долю рынка в медленно растущих отраслях).
n лидеры рынков с низкими темпами роста;
n высокий коэффициент прибыльности;
n приносит больше дохода, чем необходимо для сохранения лидирующих позиций на рынке и удовлетворения потребности в реинвестировании;
n являются ценной составной частью хозяйственного портфеля корпорации, так как дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся звезды и в трудных детей, из которых могут вырасти будущие звезды.
Возможные стратегии:
-принять стратегию «удержания»(поддерживать лидирующее положение на рынке);
-произвести инвестиции в модернизацию процесса изготовления и в получение технологического преимущества;
-произвести инвестирование в модернизацию изделия, его функциональных особенностей;
-поддерживать лидирующее положение по цене;
-использовать часть прибыли для поддержки категорий «трудный ребенок» и «звезды»;
-для малоприбыльных продуктов использовать стратегию»урожая».
Собаки (хозяйственные подразделения с низкой относительной долей рынка в медленно растущих отраслях).
n достаточно большое число продуктов являются малоприбыльными;
n низкий коэффициент прибыли или убыточны;
n крайне ограниченные возможности роста, так как рынок не развивается.
Возможные стратегии:
-сфокусировать усилия на специальном сегменте рынка, в котором можно сохранить лидирующее положение и который можно защитить от атак конкурентов;
-применить стратегию»урожая»;
-применить стратегию «сворачивания».
Преимущества матрицы БКГ(рост/доля).
Используется для исследования взаимосвязи между хозяйственными единицами, входящими в организацию, а также их стратегических целей; рассматривает финансовое взаимодействие внутри хозяйственного портфеля, объясняя почему приоритеты распределения ресурсов внутри организации (корпорации) различны для разных хозяйственных подразделений.
Недостатки матрицы БКГ(рост/доля):
n не всегда правильно оценивает возможности бизнеса; например, для единицы категории «собака», может порекомендовать уход с рынка, в то время как под воздействием внешних и внутренних факторов позиция бизнеса может измениться. Так, мелкое фермерское хозяйство, поставляющее овощную продукцию, в 70-е годы могло быть оценено как «собака», но уже к 90-м годам ухудшение экологической обстановки и особое отношение к экологически чистым продуктам создали новые перспективы для этого бизнеса;
n оценивая критерии только как «низкий» или «высокий» не отражает того, что многие хозяйственные подразделения работают на рынках со средними темпами роста и относительной долей рынка;
n Подразделение хозяйственных единиц на четыре группы является довольно упрощенным подходом. Так, например, некоторые лидеры с высокими темпами роста и максимальной долей рынка никогда не были звездами с точки зрения прибыльности, а большинство фирм, находящихся на вторых ролях и имеющих низкую относительную долю рынка нельзя отнести к категории «собаки» или «трудный ребенок», так как они имеют стабильные темпы роста, прибыльны и способны успешно конкурировать;
n сосредоточена на потоках инвестиций, но не отражает эффективность инвестирования в то или иное хозяйственное подразделение;
n в матрице наблюдается довольно сильная связь между относительной долей рынка и эффектом кривой опыта, однако не во всех отраслях эффект кривой опыта дает сильное конкурентное преимущество;
n для оценки долгосрочной привлекательности группы хозяйственных единиц анализа двух переменных(темпы роста и относительная доля рынка) недостаточно.
Матрица БКГ - это диагностический инструмент, а не руководство для принятия стратегических мер.