В учетном процессе, осуществляемом бухгалтерской службой организации, непосредственное участие принимают практически все службы, функциональные и структурные подразделения организации, многие сотрудники. Средства и способы обеспечения взаимоотношений и взаимосвязей бухгалтерии с разными службами организации, формы и инструменты их организации и обеспечения оказывают влияние на качество складывающихся информационных и деловых отношений.
Они обеспечивают успешное формирование учетной информации в бухгалтерии и снабжение необходимой информацией соответствующих работников и службы организации. Необходимым условием таких взаимосвязей является передовое техническое обеспечение информационной деятельности и внутренний психологический климат, в создании которого активное участие принимает бухгалтерская служба.
Наиболее активное участие в работе бухгалтерской службы принимают следующие подразделения организации:
-юридическая служба;
-кадровая служба;
-производственные подразделения
Юридическая служба оказывает правовые услуги бухгалтерии по вопросам договорных отношений с контрагентами; претензионной работе; представления организации в судебных и следственных органах, когда документы бухгалтерского учета используются в качестве доказательств; документального оформления, списания и погашения недостач, хищения имущества. В ситуации, когда юридическая служба (юрист) в субъекте экономики отсутствует главный бухгалтер занимается правовыми вопросами.
Кадровая служба, выполняя функции организации набора, приема, оформления и учета движения кадрового состава работников предприятия, взаимодействует с бухгалтерией по вопросам оперативного движения кадров, ведения учета его личного состава, отработанного времени.
Документы отдела кадров, поступая в бухгалтерию, позволяют организовать учета расчетов по оплате труда, начисления обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды, налогов из заработной платы работающих.
Производственные подразделения принимают участие в формировании информации, необходимой для ведения производственного учета расходов, составляющих себестоимость продукции, работ, услуг по экономическим элементам, учета и расчета финансового результата производственной деятельности.
Для этого в них формируются данные первичного учета расходования ресурсов, начисления заработной платы, движения полуфабрикатов внутри цехов и между ними, данные о сдаче готовой продукции на склад или покупателям (заказчикам).
Бухгалтерская служба взаимодействует с такими физическими лицами как работники организации, ее собственники, руководители.
Работники многих подразделений, выполняя свои служебные обязанности, принимают активное участие в формировании учетной информации и других сведений, характеризующих хозяйственную деятельность.
Они представляются в бухгалтерию в процессе соблюдения графика документооборота, а также обязательности выполнения требований главного бухгалтера по документированию фактов хозяйственной жизни, заполнению соответствующих реквизитов.
Собственникам организации бухгалтерская служба представляет сведения разного характера. Среди таких данных наибольшую ценность составляют данные о финансовом положении, динамике финансовых результатов, составляющих прибыли и убытки, способах и и возможностях распределения прибыли. Важное значение для собственников имеют результаты текущего и перспективного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, выявленные резервы роста ее финансовой устойчивости и платежеспособности, результаты работы по реализации мероприятий, направленных на повышение прибыльности.
В повышении эффективности работы и улучшении финансового положения ключевую роль имеют следующие организационные факторы, обусловленные деятельностью бухгалтерской службы и, в частности, главного бухгалтера:
-роль бухгалтерской службы и ее авторитет у руководства организации;
-наглаженные договорные отношения с контрагентами, кредитными и финансовыми учреждениями;
-партнерские отношения с налоговыми органами, органами социального страхования и другими органами, выполняющими контролирующие функции;
-оптимальный и оперативный механизм ведения бухгалтерского учета, формирования и представления учетной информации.
Направлениями деятельности бухгалтерской службы является также активное и непосредственное участие бухгалтерской службы в лице главного бухгалтера, его заместителя в разработке и реализации договорной, налоговой, финансовой учетной политики.
Их составные компоненты образуют общую экономическую стратегию ,позволяющую организации конкурировать в рыночной среде.
Среди взаимоотношений бухгалтерской службы внутри организации особая роль принадлежит взаимоотношениям с руководителем организации, регулируемых нормами ст.7 ФЗ "О бухгалтерском учете" (2011г.). Высокий уровень такого сотрудничества определяется:
-высоким статусом главного бухгалтера в глазах сотрудников всех уровней, культивируемым руководством организации;
-участием главного бухгалтера и его заместителей в решении вопросов сотрудничества с другими организациями и заключении договоров.
-консультированием руководства со стороны бухгалтерской службы в решении финансовых проблем;
-предоставлением возможности самостоятельного решения важных экономических и финансовых вопросов деятельности организации.
01/11/12 Лекция №9 Тема: “Современные системы автоматизации бухгалтерского учета”