- жилищная проблема: малогабаритная квартира, недорогие и практичные бытовые приборы;
Кухня Гретте Шютте Лихотцки (франкфуртская кухня)
-поселок Вайсенхофф -1929 год, Мисс ван дер РОЭ. Дома из бетона, изготовленного индустриальным способом. Участвовали Ле Корбюзье, Март Штам
Одним из теоретиков культуры, занимавшимся этими проблемами был Льюис Мамфорд (1895-1978). Резко осуждал американское градостроительство: небоскребы воспринимаются как страшные, подавляющие колосы, отнимающие остаток человеческого достоинства у маленьких людей, снующих в тени. Хотя они и выражают новейшую цивилизацию, это преимущества лишь технического прогресса. Введение машинных способов производства , а значит и порожденных ими же предметных форм, в тех областях, которые обслуживались ремесленниками, привело к выключению из процесса проектирования , изготовления и потребления личностного момента и индивидуального выбора. Вместо естественного окружения человек попадает в мир паллиативов. Все достижения машинной техники не есть триумф человеческого труда-напротив это есть злоупотребление им, машины не создали человеческие условия существования. Но тем не менее машинное производство направлено на удовлетворение хотя и однотипных , но самых общих потребностей людей. Технология крупного машинного производства приводит к антропологически целостному пониманию человека и необходимых ему вещей. Если производство функционирует правильно, то неизбежно форма следует за функцией, подчеркивает ее, делает ее ощутимой для глаза. Особое внимание Мамфорд уделяет вопросам соотношения искусства и техники. Технику он понимает как часть деятельности человека, с помощью которой он в процессе труда подчиняет себе природные силы и управляет ими. Искусство же возникает с целью обслуживания внутренней субъективной природы человека. кажется , что искусство и техника глубоко различные явления, но там, где оба явления выступают как преобразующая творческая сила, они сходны по структуре, техника придает искусству вещественный характер, искусство же направляет и стимулирует развитие техники.
Норман Бел Геддес (1893-1958)-основное занятие проектировние и создание театральных декораций. Затем переходит в сферу дизайн-деятельности, проектирует бытовые приборы, средства транспорта, создает совершенно фантастические проекты самолетов, пароходов , автомобилей будущего, занимается оформлением витрин модных магазинов. Он утверждает, что ведущая роль в создании проектов моделей самолетов, локомотивов, океанских лайнеров принадлежит тому, кто сможет предвидеть новый образ скоростных средств, не вдаваясь в технические детали. Он заложил основы аэродинамического стиля в футурологических проектах гигантского самолета “Эрлайн № 4”, океанского парохода, сверхскоростного поезда. Ему принадлежит проект “Город будущего”. Он впервые стал патентовать идеи дизайнерских форм будущего.
Вместе с Геддесом занимается практической деятельностью Уолтер Дорвин Тиг (1883-1960) Обращаясь к таким аспектам формообразования, как единство образа, ритм в использовании пропорций , соотношение линии и формы, создание композиционных доминант, акцентов, Тиг стремится вписать опыт современной индустрии в общеисторический процесс предметного творчества, видя в нем вневременные проявления объективных закономерностей красоты. По его мнению важна личность художника в постижении и развитии формы, если в архитектуре современный стиль несет на себе следы творчества Ле Корбюзье, Гроппиуса, Райта, то в дизайне современный стиль утверждается дрейфусом, Геддесом, Тигом. Он считал, что дизайнер - специалист по соответствию формы и функции, дизайнер не способен влиять на развитие самой функции, т.к. его творчество вторично. Ведь как только меняется функция вещи или здания , весь процесс формообразования начинается сначала. В этом выражалась и прогматическая сиюминутность американская теория дизайна, развивавшаяся между двумя полюсами : либо авторы касались настолько общих аспектов, что они были приложимы к любой созидательной деятельности, либо тесно связывали цели и методику дизайна с конкретной. чаще со своей практикой.
В первые10-15 лет после войны произошел экономический взлет, характеризуемым экспортом итальянской продукции на внешний рынок. Особую роль начинает в этой ситуации играть дизайн и помощь США, а это в свою очередь привело к синтезу итальянских особенностей и американских потребительских привычек. Итальянский дизайн это импровизация в рамках старых традиций культуры и искусства, экономики, которые в Италии не были изолированы друг от друга. Особого успеха достигает дизайн мебели, - яркий представитель Карло Молино (Итальянский Гауди), кроме мебели он проектировал авто, самолеты, архитектуру, эротическую моду.
Мебельные предприятия использовали новые материалы, технологии, гегко переходили на новые формы.
60-ые годы-дизайн направлен на науку и современные методы производства. Возникает концепция «Красивый дизайн» . Создаются предметы , которые воспринимаются как индивидуальные личности, к примеру . пишущая машинка называется именем «Валентина» и т.д.
Важным аспектом было и еще и то, что дизайн воспринимался как область культуры. Третья особенность дизайна –это «радость эксперимента», использование пластмассы и неограниченные возможности формообразования.
В1972 г. выставка «Новое внутреннее пространство», каталог, стоимостью 50дол. продемонстрировал неограниченные возможности итальянского дизайна.
Фирма организована в 1908 году Камилло Оливетти как фабрика печатных машинок. Впервые учрежден фонд социального страхования рабочих, учреждены льготы для сотрудников. Особое внимание уделялось формированию «корпоративной идентификации» - фирменного стиля. Сюда относились дизайн экспозиций, реклама и графика. Особое место занимает деятельность Марчелло Нацоли, под руководством которого выпускают пишущие машинки с новым эстетическим качеством. Цель: любая продукция должна быть красивой –все должно быть первосортным и привлекательным, включая и корреспонденцию исходящую и входящую. Это стало особым орудием для воспитания своего потребителя, удовлетворения их культурных запросов, льстя публике тем, что она имеет реальные культурные запросы. Это и стало основополагающим тезисом фирмы, а это позволило фирме быть и сегодня в авангарде мирового дизайна.