Особое внимание в развитии форм уделяет линии и линейным композиционным построениям, как наиболее простой и универсальный способ превращения физически существующей формы в форму художественную. С помощью орнамента можно доступно объяснять, как изменяются формы, и как они несут в себе определенное понимание красоты, соответственно эпохе. Только при этом нужно установить новую систему орнаментации, уподобляя ее технике. Орнамент в такой ситуации не украшение, он конструктивен, а конструкция орнаментальна. Отсюда основной принцип красоты - вещь красива, если она такова, какой должна быть и всякий пытающийся узнать ее полезность сразу же в этом разберется, а всякие другие соображения, кроме полезности и назначения просто вредны. Следование этому принципу удержит нас на здоровых методах ремесленного труда и даст возможность насладиться красотой в ее современном понимании, там, где она конечно присутствует. На основе этих выводов , он вводит в курс обучения в Школе прикладных искусств: технический рисунок, учение о цвете, орнамент.
Последующий этап развития дизайна в Германии определяется деятельностью Баухауза. Баухауз просуществовал около 15 лет, с 1919-1924 год в Веймаре, с 1925-1932 год в Дессау. Создатель Баухауза Вальтер Гроппиус, концепция Школы определена как Школа проектной культуры.
В основе идей Баухауза лежит создание новой художественной культуры путем объединения местеров-художников вокруг единого объекта-Дома. В связи с этим формулируется цель: собрать воедино все виды художественного творчества, воссоединить в новом, целостном “строительном искусстве” в качестве неразделенных его частей- архитектуру, пластику, живопись и художественные ремесла, конечной целью станет грандиозное произведение искусства -”Большой дом”, при строительстве которого исчезнут грани между архитектурой и другими пространственными искусствами.В такой ситуации Баухауз должен воспитывать будущих архитекторов, живописцев и скульпторов в зависимости от степени их дарования, либо добросовестными и умелыми ремесленниками, либо творчески самостоятельными художниками, имеющими единый подход, позволяющий в тесном сотрудничестве и взаимодействии, возвести здание, которое станет общим произведением их совокупного творчества (Гроппиус). Архитекторы, скульпторы, живописцы снова должны вернуться к ремеслу. Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником, художник лишь высшая ступень ремесленника.
В контексте этого Гроппиус создает модули для односемейных домов, так называемые “кубики для взрослых”-шесть объемных модульных элементов: параллелепипедов, простой и сложной формы. В плане они должны иметь большую жилую комнату, вокруг которой располагались комнаты меньшей площади и подсобные помещения, художественные аспекты проектирования сводились к нахождению оптимальных пространственных членений, к использованию цветовых контрастов в отделке интерьеров, к созданию новых видов мебели, светильников, покрытий полов. декоративных ковров и тканей, позволяющих добиваться максимума вариантов при минимуме исходных материалов.
Идеи , разработанные в Баухаузе за время его существования представляют собой наследие классического функционализма. Особенно значительным явлением для образовательной и практической деятельности Баухауза были пропедевтические курсы. К примеру, курсы по “Формообразованию и цвету”, «Искусство цвета», разработанные Иоганнесом Иттеном. Им разработано положение о семи контрастах-семи способах построения гармоничной цветовой композиции и управления колористическими сочетаниями с почти гарантированным результатом. Столь же продуктивна и профессиональна деятельность в Баухаузе Ласло Мохой-Надя, разработавшего принципы современной фотографии, монтажа, полиграфии.
Но с приходом национал-социалистов к власти в 1933 году деятельность Баухауза закончилась .
Методику Баухауза , его пропедевтические курсы стали применять в различных вузах прикладного искусства и профессиональных училищах.
Лекция 10 (конспект)
Тема Становление Российского дизайна
Истоки дизайна в России в развитии инженерной специальности, которая стала актуальной с момента возникновения мануфактур и техники. Включение техники в товарное производство повлекло за собой необходимость создания теоретической базы. В начале 18 века в России начали готовить инженерно-технические кадры, в 1725 году была создана Академия наук, в 1722 году вышла первая русская оригинальная книга о машинах “Наука статическая или механика” В начале 19 века русская техническая наука тесно связана с французской технической школой, восприняты идеи и методики практической механики. В 1810 году в Петербурге открывается институт корпуса инженеров путей сообщения, что послужило дальнейшему развитию русской инженерной школы. Уже в 1829 году в Петербурге была проведена первая публичная выставка российских изделий, машин и инструментов, химических продуктов. Проведение выставок и ярмарок стало традицией, и они стали регулятором роли промышленности в культуре страны. Интересно, что в 1848 году издано высочайшее повеление “о выставках изделий мануфактурных , фабричных
и заводских”, где было выражено требование к оценке изделий:
-степень важности изделия, какие материалы используются (российские или иностранные), какому количеству рабочих доставляет средства существования, удовлетворяет ли потребность жителей, заменяет ли иностранные изделия;
-введение новой отрасли в районах , где нет рабочих мест или материалы не имели надлежащего использования;
-уровень механизации производства;
-попечение об улучшении положения рабочих, устранение опасности для жизни и т.д.
К концу 19 века российские выставки стали включать в экспозицию разделы искусства, они стали называться художественно-промышленными. В это же время возник интерес к сооружениям выставочных комплексов. Владимиром Шуховым создан проект такого выставочного комплекса, состоящего из 6 павильонов из легких деревянных конструкций. Внешние сетчатые конструкции павильонов напоминали плетенные корзины, в их создании использовался принцип конических сечений, в точках пересечения металлические стойки склепывались, для придания им дополнительной прочности обхватывались горизонтальными кольцами (гиперболоидные кольца). Промышленность развивается , растет число инженерных и политехнических школ, но разрыв между техникой и художественной культурой весьма глубок. Среди тех, кто занимается проблемами техники Петр Страхов и Яков Столяров.
Петр Страхов- современная жизнь нуждается в красоте, помочь обрести ее может только техника. Поэтому при подготовке инженеров необходимо включать программы эстетического развития.
Яков Столяров- Чем совершеннее машина , тем более она удовлетворяет эстетическим требованиям инженера. Красота технического сооружения и целесообразность конструкции совпадают, а идеальная форма возникает тогда, когда субъективная воля инженера совпадает с требованием “мировой воли”.
Русская инженерная школа была передовой в техническом отношении, она дала миру много технических изобретений, но она не вмешивалась при этом в проблемы формообразования. И тем не менее, были поставлены важные вопросы связи техники и художественной культуры.
Решение проблем формообразования в создании окружающей Среды, связи промышленности и искусства стало актуальным для России. Но началась первая мировая война, а затем и революция , что в корне изменило ситуацию. Деятели культуры выступили за тесную связь искусства с жизнью, за использование архитектуры и промышленного искусства для улучшения жизни народных масс. Именно благодаря художникам, а не рыночным коммерческим механизмам стали появляться новые вещи для нового человека. Художники участвовали в переустройстве производств, выполняли роль инженеров, занимались обустройством производственной среды. Классическим примером школы дизайна можно считать ВХУТЕМАС ( 1920 г) в последствии ВХУТЕИН(1925). Ситуация, сложившаяся в России, требовала создания новой культуры и ценностей. ВХУТЕМАС как художественно-промышленная школа нового типа возник на сложном противоречивом историческом фоне. С одной стороны- необходимость переустройства предметных форм, с другой- нехватка кадров. Основная цель: воспитание специалиста для крупного промышленного производства, и это в период хозяйственной разрухи, слабого развития даже небольших ремесленных мастерских. Однако преподаватели пытались решать все эти проблемы, опираясь на последние достижения науки, техники, искусства, перспективы развития промышленности. В состав мастерских были включены производственные факультеты: архитектурный, деревообделочный, металлообрабатывающий, полиграфический. текстильный и керамический, а также чисто художественные: живописный и скульптурный.. Становление и развитие ВХУТЕМАса связано стаким деятелями архитектуры и искусства как А.В.Веснин, А.В.Бабичев, А.М.Левинский, Л.В.Попова, А.М.Родченко, В.Е.Татлин.
В целом подготовка специалистов велась по трем направлениям: общественно- политическому, художественно-проектному и инженерно-техническому. Процесс привития студентам художественно-проектной культуры проходил ряд этапов: постижение универсальных закономерностей формообразования (пропедевтика), проектирования конкретных вещей и комплексов, инженерно-конструкторское освоение средств и методов осуществления проекта на производстве. Такая специфика развития профессии привела к определению ее как инженера-художника, т.е. инженера художественно-проектного профиля, умеющего пользоваться формой, конструкцией, технологией, цветом, фактурой как художественными средствами, помогающими создать культурно-потребительский образ вещи. В 1925 году, материалы учебных курсов ВХУТЕИНА были показаны в Париже, они были восприняты как выражение изменившегося мировосприятия художника, направленного на встраивание дизайна в художественную культуру через проектно-созидательную деятельность. В последующие предвоенные годы развитие дизайна шло по трем направлениям: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство.
В 30-е годы наметилась перестройка в области дизайн-проектирования в расчете на массовое производство. К этому времени стали широко внедряться общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко использовались технологии штамповки и объемного формования, инженеры стали в проектируемых изделиях учитывать и аэродинамические характеристики формы не только для создания транспортных средств и для бытовых приборов. Для изготовления мебели стали применять пластмассы и новые декоративные покрытия металла (хромирование, никелирование). Развитие транспортного дизайна , как и проектирование промышленных изделий осуществлялось по общим закономерностям развития техники во всем мире. Особенно значительным событием в развитии советского дизайна было создание Московского метрополитена, который мыслился как целостный архитектурно-транспортный комплекс. Архитекторы превратились в дизайнеров, решая не только архитектуру станций, но и архитектуру вагонов, и шрифт надписей, и форму экскалаторов, и местоположение проектируемых станций, и их увязку с наземным транспортом.
В послевоенные годы дизайн стал внедряться в проектирование предметной Среды. Стали появляться специальные дизайнерские организации: Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а затем и его филиалы в крупных городах страны. Институт ведет не только обычное проектирование, но и проектирование “завтрашнего дня”, которое по своей сути является комплексным, системным. В 80-ые годы в стране действовало 1.5 тысячи дизайнерских групп.
В Вузах появились кафедры, факультеты, которые осуществляли подготовку специалистов в области дизайна. Перемены, произошедшие в СССР, а затем в России определили для дизайна и дизайнеров новые сферы и содержание деятельности.