Большинство мастеров раннего немецкого дизайна были из ремесленничества, цель деятельности которых определялась как движение за единый стиль бытия. Такая направленность деятельности привела к построению общей теории формы. Создание в 1907г. Веркбунда способствовало решению общетеоретических проблем, на основе которых решались бы задачи создания качественных вещей для формирования окружающей Среды. Повышение качества промышленных изделий предполагалось достичь путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла. Здесь и стали вырисовываться идеи функционализма, основная идея которого воплощена в формуле «форма всюду следует за функцией». К 1914 году лучшие вещи , согласно новым требованиям и условиям были выполнены мастерами Веркбунда , что продемонстрировали выставки промышленных изделий.
Наиболее яркими представителями функционализма можно считать : Германа Мутезиуса, Петера Бернса, Хенрика Ван де Вельде.
Герман Мутезиус (1861-1927г.г.)- автор более 30 работ о сущности формы в архитектуре и прикладном искусстве, один из наиболее значимых фигур в дизайне того времени. Основная проблема, которую он решал, заключалась в определении значимости предметных социальных форм, взаимосвязь социальных задач и художественного творчества в сфере материальной культуры. Вместо формирования прежней уникальной художественно-образной системы , художник стал создавать целесообразные, но обезличенные предметные формы. Возникает необходимость связать форму с назначением вещи, с подчинением формы свойствам материала, и это особенно важно, т.к. материал предъявляет особые требования к технологии изготовления. Возникает цепь: материал-техника обработки-функция вещи. Значит перед создателем формы возникает задача построить такую форму, чтобы она могла подвергнуться машинной обработке с одной стороны, а с другой- чтобы не возникало противоречия между целесообразностью формы и ее художественным воплощением. Это напрямую выводило художника к проблемам формообразования.
Следующая задача-обновление архитектуры. Архитектура должна формировать стиль новой жизни. Изучение опыта Англии (Ред-хауз, его интерьер, котеджные дома) привело Мутезиуса к разработке принципов новой теории художественных форм в архитектуре. Практическое приложение его теорий привело к созданию архитектуры, сочетавшей традиции немецкого романтизма с новейшими английскими исканиями, совершенно замкнутую и стройную с формальной точки зрения, правильную с точки зрения композиции, но сухую и невыразительную. Такие творения не могли научить воспринимать людей новые художественные формы, что было очень важно. В этой ситуации встает задача определения эстетической сущности формообразования. В такой ситуации, исходя из основной формулы функционализма «форма всюду следует за функцией», необходимо точно определить, что есть красота и что есть польза. Польза определяется как соответствие формы и функции. А вот результат соответствия формы и функции есть красота. Большой вклад сделан Мутезиусом в создание системы обучения, ее принципов.
Петер Бернс (1869-1940)- пришел в дизайн из станковой живописи, типичный представитель модерна. Главным в обучении считал знакомство с общими закономерностями формообразования, наблюдаемыми в природе. Основной лозунг: следовать эстетике полезности и необходимости материала.
В 1907 г. - художественный директор АЭГ, специализировавшейся на выпуске электротехнической продукции. Здесь он занимается проектированием и строительством промышленных и административных корпусов, работает над формой изделий фирмы. Эстетику промышленных изделий видит в простоте и функциональности их внешнего вида. Работа над архитектоникой формы привела к проблеме воспитания вкуса и духа народа - через производство вещей к совершенным эстетическим формам. В поиске формы он не стремился создать нечто новое, он подгонял изделие под существующие, проверенные геометрией формы. Этим он стремился совместить вектор развития промышленности и художественного творчества. Постепенно он приходит к традициям “синтетического искусства”, включающего архитектуру, предметную среду, стиль поведения, отдельные виды пластических и зрелищных искусств. Воплощение синтетических искусств Бернс видел в театре, ставя знак равенства между жизнью и театром. Театр наиболее удобное экспериментальное поле для тотального проектирования среды. Такой подход к решению проблем был утопичен и потому не имел продолжения.