Фандрайзинг – целенаправленный, систематический поиск спонсорских средств или ресурсов (в том числе людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) на деятельность благотворительных фондов, некоммерческих организаций или для осуществления социально значимых проектов, программ, акций, поддержания существования организации.
Классификация проектных ресурсов в зависимости от их содержания представлена в таблице:
Тип ресурсов
Содержание
Финансовый
Наличные деньги
Деньги на рублевых и валютных счетах
Ценные бумаги
Материально-технический
Оборудование, средства производства
Расходные материалы
Мебель, предметы быта
Транспортные средства
Помещения
Информационные носители
Человеческий
Рабочие руки сотрудников и добровольцев
Поддержка соратников и единомышленников
Креативность и КПД всех участников деятельности
Интеллектуальный
Уровень профессиональных компетенций сотрудников и добровольцев
Методические разработки, авторские методики и т.д.
Проектные идеи
Коммуникационный
Партнерские проекты, рабочие контакты, личные связи
Символический
Моральная поддержка со стороны влиятельных людей и организаций, их содействие в реализации целей и задач организации, участие организации в их проектах и программах
Теперь поставим перед собой еще ряд вопросов:
· Какой ресурс для вашего проекта является основополагающим?
· Без чего не может быть осуществлен проект?
· Является ли отсутствие денег и материально-технической базы непреодолимым препятствием в обеспечении жизнедеятельности вашего проекта?
Сколько бы мы ни обсуждали эти вопросы, ответ очевиден — самым важным ресурсом проектной деятельности являются люди. Люди — это идеи, это рабочие руки, это профессиональные знания и навыки, это эмоции и отношения, создающие специфическую атмосферу сообщества единомышленников, это личные и профессиональные связи – и все эти ресурсы можно использовать и развивать.
Таким образом, говоря о поиске финансовых средств для реализации проекта, мы должны думать в первую очередь о людях. О людях, принимающих решение, предоставлять или не предоставлять финансовые средства для реализации проекта, будь то рубль из личного кошелька или тысячи долларов из бюджета коммерческой компании. Позиция этих людей зависит от массы объективных и субъективных обстоятельств, и умение использовать эти обстоятельства в своих интересах — это тоже ваша профессиональная компетенция.
Но прежде, чем мы обратимся к людям за финансовой помощью, мы должны определиться — а чего, собственно, мы хотим, сколько, а главное, зачем? На что будут потрачены те деньги, которые, как мы рассчитываем, нам дадут люди?
Итак, чтобы определить потребности в ресурсах для обеспечения жизнедеятельности проекта, нужно, в первую очередь, хорошо знать характер и объем работ, количество сотрудников и привлеченных специалистов, объемы и технические характеристики необходимого оборудования, содержание административных расходов. Мы должны понимать, что деньги, компьютеры, рабочие руки нужны не для того, «чтобы было», а для осуществления конкретных действий, логически взаимосвязанных между собой.
Классический цикл фандрайзингавыглядит следующим образом:
· оценка потребностей (составление бюджета);
· выбор потенциальных источников (инвесторов);
· проведение конкретных мероприятий по привлечению конкретных ресурсов; оценка результатов;