Автоматизированные информационные технологии в офисе
Тема 2. Средства реализации технологий в электронном офисе
Любой офис имеет следующую структуру представленную: секретарем (осуществляет делопроизводство), бухгалтерией, аналитическим отделом и производством (если таковое имеется). На каждом из подразделений ведутся сложные работы, которые, в настоящее время, облегчаются введением автоматизированных информационных технологий.
Программное обеспечение секретаря и аналитика, как правило, в каждом офисе одинаково, и представлено пакетом стандартных программ компании Microsoft Office.
Напротив, программы работы производственных рабочих и сотрудников бухгалтерии отличаются разнообразием и могут быть индивидуально разработанными для конкретного офиса.
Рассмотрим каждые из них.
Проектный офис − это временное организационное образование, предназначенное для выполнения вполне определенных функций. Он включает обученный штат менеджеров и технического персонала, оснащен необходимыми программными и техническими системами. В зависимости от вида и назначения проектный офис может занимать соответствующее положение в организационной иерархии, как на уровне, близком к руководству компании, так и на уровне руководства отдельными крупными подразделениями.
В зависимости от масштаба проекта и размера организации оптимальной является та или иная форма проектного офиса. В зависимости от статуса и характера решаемых задач, это организационное образование может называться программным проектным офисом, в рамках которого решаются задачи планирования и управления деятельностью всей организации в целом. Если управление проектом нацелено на решение вопроса «как выполнить этот проект эффективно и рационально», то программное проектное управление организацией ищет ответ на вопрос «как сделать это производство более чутким, адаптивным и, таким образом, более прибыльным в условиях реального окружения и мультипроектного управления».
Основными функциями проектного офиса являются:
· мониторинг и подготовка отчетности по проектам, выполняемым организацией;
· утверждение и распространение руководящих документов по управлению проектами;
· стандартизация подходов к выполнению проектов;
· ведение базы данных по показателям эффективности проектов;
· планирование проектов;
· функциональное портфельное управление проектами;
· экспертиза управления проблемными проектами;
· отслеживание и согласование межфункциональных, межпроектных связей;
Основные сложности, встающие на пути движения к проектно-ориентированной организации и внедрению корпоративного проектного управления, связаны с ключевыми игроками, заинтересованными в результатах и оказывающими влияние на этот проект. К ним относятся высшее руководство, менеджеры проектов и члены проектных команд, функциональные менеджеры, внешние и внутренние консультанты. В целом организационный проект должен соответствовать:
· научным (методологическим) знаниям о деятельности;
· знаниям о способах организации деятельности;
· опыту функционирования и изменения организации;
· возможностям коллектива и его желанию изменяться;
· сценариям изменения систем и деятельностных контекстов;
· зоне ближайшего развития систем деятельности и т.д.
Если переводить это на язык теории деятельности, то можно сказать, что при организационном проектировании обязательно должны учитываться:
· отношение между создаваемыми организованностями и развертывающейся на них деятельностью;
· отношение между создаваемыми организованностями и прошлыми организуемыми деятельностями;
· возможности преобразования и развития деятельности;
· существующая система разделения труда и требований к нормальному функционированию деятельности;
· вопросы инерции деятельности.
Если попытаться сопоставить эти разнообразные требования к организационным структурам, то можно выделить несколько основных систем оценки − это, прежде всего, вопросы соответствия организационной структуры:
· процессам и механизмам экономической оценки и анализа;
· разделению труда и формам кооперации деятельности (как внутри организации, так и вне ее);
· социальным отношениям между членами организации (с учетом их статуса, самооценки и принятых норм);
· необходимым для реализации деятельности степеням свободы (независимость, подчинение) и мобильности (реализация решений, достижение целей, единство и согласованность действий);
· задачам обеспечения нормального функционирования профессиональной деятельности и системы деятельности;
· задачам обеспечения развития;
· потокам информации и задачам ее утилизации (систематизации, оперативной обработки, обобщения и др.);
· оперативности принятия решения в условиях неопределенности, управления и контроля;
· средствам и механизмам нормирования, стандартизации и автоматизации;
· задачам повышения квалификации и переподготовки кадров.