Особенности взаимоотношений между родителями и детьми создают морально-психологическую атмосферу, которая играет огромную роль в решении воспитательных задач. Взаимная информированность родителей и детей обеспечивает им нормальное общение. Специфика общения родителей и детей оказывает огромное влияние также на общение детей с другими людьми.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, которая складывается в условиях семьи силами родителей. На семейное воспитание влияют уклад жизни, обеспеченность, отношение к ребенку и др.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления воспитания:
- Физическое;
- Эстетическое;
- Нравственное;
- Умственное и др.
Правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие умственного развития ребенка.
Прежде всего перед родителями стоит задача серьезно и ответственно заниматься воспитанием ребенка в семье. Учить всему нужно терпеливо и последовательно.
Родители должны постоянно участвовать в воспитательном процессе, т.к. только они смогут помочь детям определиться с выбором форм и вида деятельности. Необходимо в семейном воспитании укреплять связь: ребенок – родители.
В современном мире развитие новых компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни семьи. В XXI веке дети живут уже в другом мире, отличном от того, в котором выросли их родители. В наше время появились и новые игрушки, и новые игры. К одному из виду игр можно отнести и компьютерные игры. Развитие компьютерных игр ставит перед родителями новые вопросы: какое влияние они оказывают на развитие личности, на социальную адаптацию ребенка и на его познавательное развитие.
В сфере социального и личностного развития ребенка к основным эффектам компьютерной игры относят привыкание, усвоение стереотипов агрессивного и враждебного поведения, воздействие на особенности характера играющего.
Изучение вопроса использования компьютерных игр связано с их широкой распространенностью на современном рынке и превращением игр в основную форму деятельности ребенка.
Приведем результаты опросов, которые были приведены в одной из школ Ивановской области. В опросе участвовали родители, дети которых учатся в 1, 3, 5 классах.
Исследование касалось того, сколько семей школьников имеет дома компьютеры. Результаты анкетирования показали, что компьютеры прочно вошли в жизнь семей учащихся. Подавляющее большинство школьников имеют дома компьютеры. Количество их возрастает от 71% в 1 классе до 100 % в 5 классе.
Следующий вопрос исследования был посвящён изучению нескольких проблем: сколько времени тратят дети на компьютерные игры, не мешает ли это учебному процессу, общению детей, а также, не порождает ли это конфликты в семье между родителями и детьми. Вот какой результат показали результаты данного исследования.
В первом классе проводят время за компьютерными играми:
В третьем классе – проводят за играми:
Вот результаты, полученные в процессе исследования в пятом классе:
Можно придти к выводу, что 90 % родителей не ругают детей за то, что они играют в компьютерные игры, т.к. их устраивает, что ребёнок дома, а не слоняется по улицам.
Иногда родители путают неумение, затруднение ребенка выполнить то или иное задание в компьютерной игре с нежеланием. Надо постараться понять ребенка, выявить его возможности и только тогда побуждать к действию.
С детьми необходимо заниматься систематично. Развитый познавательный интерес служит могучим стимулом в учебной деятельности и помогает овладевать знаниями, умениями, навыками. При этом важно, чтобы материал, преподносимый ребенку через компьютерную игру, был не сверхтрудным, но и не слишком легким, не требующим от ребенка усилий для его освоения. Обучая компьютерным играм, необходимо опираться на уже имеющийся у ребенка опыт и выявившиеся интересы.
Компьютерные игры воспитывают у ребенка выдержку, наблюдательность, внимание, усидчивость, терпение и другие качества.
Наиболее подверженными компьютерной зависимостью в наше время считаются дети. Какие же причины приводят ребенка к такой ситуации? [11; 125 с.]
- В компьютерных играх ребенок получает жажду приключений;
- Занятость родителей своими проблемами, нехватка времени на общение с ребенком. Существуют семьи, которые считают, что купив компьютер, они выполнили свой родительский долг;
- Недостаток общения с родителями и сверстниками;
- Заниженная и завышенная самооценка;
- Ссоры с родителями.
Если в семьях присутствует жестокое обращение с ребенком, если самого ребенка не устраивает его семья, тогда лучшим вариантом также становится уход в виртуальный мир.
Если родители начали наблюдать у ребенка непонятные телодвижения, вскрики, беспокойный сон, то нужно уже бить тревогу и выводить ребенка из компьютерной зависимости.
Каковы же признаки компьютерной зависимости?
- На просьбы отвлечься от компьютера, ребенок выражает нежелание делать это;
- Если ребенка все же отвлекли от компьютера, то он становится раздражительным;
- Ребенок не способен запланировать время для игры;
- Ребенок забывает об учебе;
- Начинает пренебрегать своим здоровьем;
- Ребенок принимает пищу без отрыва от компьютера и др.
Важное влияние на личность ребенка оказывает также стиль воспитания. Психологи выделяют четыре типа семей, которые могут провоцировать развитие компьютерной зависимости у детей:
- Травмирующая семья. Ребенок в такой семье отождествляется или с агрессором, или с жертвой. От своей беспомощности ребенок избавляется, уходя в виртуальный мир;
- Навязчивая семья. Данный вид семьи формирует у ребенка сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;
- Лживая семья. Ребенок способен утратить чувство реальности и собственной личности;
- Непоследовательная семья. В данном виде семьи присутствуют различные родительские правила, создавая у ребенка дискомфорт.
Во всех перечисленных семьях используются негармоничные стили воспитания. Это означает, что такие семьи не способны конструктивно решать проблемы. У каждого члена семьи свои интересы, поэтому им трудно принимать совместные решения. Все это приводит к формированию личностных проблем у ребенка. Повышается риск развития компьютерной зависимости. При противоречивом стиле воспитания не удовлетворяется одна из потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира.
Специалистами также было установлено, что в семьях, в которых придерживаются демократического стиля воспитания, устанавливаются наилучшие отношения между родителями и ребенком.
Родители требуют от ребенка осмысленного поведения и стараются помочь им. Демократический стиль воспитания способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы.
Родителям необходимо объяснять ребенку, что свое время он должен распределять равномерно, чтобы хватало времени и на компьютер, и на учебу, и на помощь родителям.
Для развития ребенка родители могут использовать интересные компьютерные программы, которые помогают детям развивать память, внимание, воображение и другие познавательные процессы. Но при этом даже использование развивающих и обучающих компьютерных игр должно быть в меру. Ребенка надо научить ребенка взаимодействовать вместе с компьютером (см. приложение 4).
Отличным поводом для контакта с детьми является совместное пользование компьютерными программами.
Как сделать так, чтобы компьютер стал другом и средством воспитания?
Родители должны направить интерес к освоению компьютера ребенком в нужное русло и сделать его место для творчества и познания окружающего мира и, с его помощью, разнообразить образовательный процесс.
Совместная работа за компьютером, совместное творчество даст возможность детям и родителям почувствовать себя единым целым, поможет лучше узнать друг друга, сохранить положительный микроклимат в семье, что очень важно при воспитании самодостаточного, творческого ребенка. Данный вид воспитания, прежде всего, ведет к поддержанию семейных традиций, воспитывает любовь к близким и родным.
Немаловажную роль в отношении здоровья ребенка играют родители. Родители должны следить за ребенком, чтобы он соблюдал элементарные требования работы за компьютером – чтобы не было перенапряжения глаз, чтобы он сохранял правильную осанку. С первых дней освоения компьютерных игр ребенком, родители должны объяснить все положительные и отрицательные стороны влияния компьютера. От того, как ребенок будет реагировать на компьютерные игры, можно судить по его отношению к окружающим людям и по его поведению.
Родителям необходимо вместе с ребенком изучать новинки развивающих компьютерных игр, вместе делать покупки и совместно учить новые компьютерные программы. Это поможет также не только сблизиться, но и даст возможности понять, чем хочет заниматься ребенок. Приведем ряд рекомендаций родителям, которые помогут наладить их отношения с ребенком:
- Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки;
- Не оскорбляйте ребенка и его круг общения;
- Будьте другом и помощником своему ребенку;
- Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах;
- Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся "компьютерной" ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе;
- Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её;
- Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, детей до 5 лет не рекомендуется допускать до компьютера. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно общение с компьютером не более 2 часов в день. И не подряд, а по 15-20 минут с перерывами;
- Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном;
- Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого;
- Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими;
- Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры;
- Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.
Для того чтобы снизить излишнюю степень привязанности к компьютерным играм, родители должны помочь отвлечь ребенка от монитора компьютера и занять его другим, более полезным делом. Можно сходить с ребенком погулять или же заняться домашними делами.
Таким образом, эмоциональные отношения, которые складываются в процессе совместной работы за компьютером, играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.
Всем членам семьи, участвующим в воспитании ребенка, необходимо выработать единые требования. Это очень важно, так как различные требования, привычки, установки (особенно противоречивые) окружающих отрицательно влияют на психику и поведение ребенка.
Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости ребенка:
1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей своих детей
3. Поощряйте творческие начинания своего ребенка от увлечения музыкой до катания на лыжах.
4. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у детей, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
5. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:
- Делайте акцент на применении компьютера в своей работе;
- Используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
6. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество – повод и основание в виртуальный мир.
7. Корректно используйте свое право на запрет, так как "запретный плод всегда сладок".
8. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний