русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Роль семьи в формировании личности при использовании компьютерных игр в воспитании ребенка


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 1510; Нарушение авторских прав


Основы личности ребенка закладываются в семье.

Особенности взаимоотношений между родителями и детьми создают морально-психологическую атмосферу, которая играет огромную роль в решении воспитательных задач. Взаимная информированность родителей и детей обеспечивает им нормальное общение. Специфика общения родителей и детей оказывает огромное влияние также на общение детей с другими людьми.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, которая складывается в условиях семьи силами родителей. На семейное воспитание влияют уклад жизни, обеспеченность, отношение к ребенку и др.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления воспитания:

- Физическое;

- Эстетическое;

- Нравственное;

- Умственное и др.

Правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие умственного развития ребенка.

Прежде всего перед родителями стоит задача серьезно и ответственно заниматься воспитанием ребенка в семье. Учить всему нужно терпеливо и последовательно.

Родители должны постоянно участвовать в воспитательном процессе, т.к. только они смогут помочь детям определиться с выбором форм и вида деятельности. Необходимо в семейном воспитании укреплять связь: ребенок – родители.

В современном мире развитие новых компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни семьи. В XXI веке дети живут уже в другом мире, отличном от того, в котором выросли их родители. В наше время появились и новые игрушки, и новые игры. К одному из виду игр можно отнести и компьютерные игры. Развитие компьютерных игр ставит перед родителями новые вопросы: какое влияние они оказывают на развитие личности, на социальную адаптацию ребенка и на его познавательное развитие.

В сфере социального и личностного развития ребенка к основным эффектам компьютерной игры относят привыкание, усвоение стереотипов агрессивного и враждебного поведения, воздействие на особенности характера играющего.



Изучение вопроса использования компьютерных игр связано с их широкой распространенностью на современном рынке и превращением игр в основную форму деятельности ребенка.

Приведем результаты опросов, которые были приведены в одной из школ Ивановской области. В опросе участвовали родители, дети которых учатся в 1, 3, 5 классах.

Исследование касалось того, сколько семей школьников имеет дома компьютеры. Результаты анкетирования показали, что компьютеры прочно вошли в жизнь семей учащихся. Подавляющее большинство школьников имеют дома компьютеры. Количество их возрастает от 71% в 1 классе до 100 % в 5 классе.

Следующий вопрос исследования был посвящён изучению нескольких проблем: сколько времени тратят дети на компьютерные игры, не мешает ли это учебному процессу, общению детей, а также, не порождает ли это конфликты в семье между родителями и детьми. Вот какой результат показали результаты данного исследования.

В первом классе проводят время за компьютерными играми:

В третьем классе – проводят за играми:

Вот результаты, полученные в процессе исследования в пятом классе:

Можно придти к выводу, что 90 % родителей не ругают детей за то, что они играют в компьютерные игры, т.к. их устраивает, что ребёнок дома, а не слоняется по улицам.

Иногда родители путают неумение, затруднение ребенка выполнить то или иное задание в компьютерной игре с нежеланием. Надо постараться понять ребенка, выявить его возможности и только тогда побуждать к действию.

С детьми необходимо заниматься систематично. Развитый познавательный интерес служит могучим стимулом в учебной деятельности и помогает овладевать знаниями, умениями, навыками. При этом важно, чтобы материал, преподносимый ребенку через компьютерную игру, был не сверхтрудным, но и не слишком легким, не требующим от ребенка усилий для его освоения. Обучая компьютерным играм, необходимо опираться на уже имеющийся у ребенка опыт и выявившиеся интересы.

Компьютерные игры воспитывают у ребенка выдержку, наблюдательность, внимание, усидчивость, терпение и другие качества.

Наиболее подверженными компьютерной зависимостью в наше время считаются дети. Какие же причины приводят ребенка к такой ситуации? [11; 125 с.]

- В компьютерных играх ребенок получает жажду приключений;

- Занятость родителей своими проблемами, нехватка времени на общение с ребенком. Существуют семьи, которые считают, что купив компьютер, они выполнили свой родительский долг;

- Недостаток общения с родителями и сверстниками;

- Заниженная и завышенная самооценка;

- Ссоры с родителями.

Если в семьях присутствует жестокое обращение с ребенком, если самого ребенка не устраивает его семья, тогда лучшим вариантом также становится уход в виртуальный мир.

Если родители начали наблюдать у ребенка непонятные телодвижения, вскрики, беспокойный сон, то нужно уже бить тревогу и выводить ребенка из компьютерной зависимости.

Каковы же признаки компьютерной зависимости?

- На просьбы отвлечься от компьютера, ребенок выражает нежелание делать это;

- Если ребенка все же отвлекли от компьютера, то он становится раздражительным;

- Ребенок не способен запланировать время для игры;

- Ребенок забывает об учебе;

- Начинает пренебрегать своим здоровьем;

- Ребенок принимает пищу без отрыва от компьютера и др.

Важное влияние на личность ребенка оказывает также стиль воспитания. Психологи выделяют четыре типа семей, которые могут провоцировать развитие компьютерной зависимости у детей:

- Травмирующая семья. Ребенок в такой семье отождествляется или с агрессором, или с жертвой. От своей беспомощности ребенок избавляется, уходя в виртуальный мир;

- Навязчивая семья. Данный вид семьи формирует у ребенка сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

- Лживая семья. Ребенок способен утратить чувство реальности и собственной личности;

- Непоследовательная семья. В данном виде семьи присутствуют различные родительские правила, создавая у ребенка дискомфорт.

Во всех перечисленных семьях используются негармоничные стили воспитания. Это означает, что такие семьи не способны конструктивно решать проблемы. У каждого члена семьи свои интересы, поэтому им трудно принимать совместные решения. Все это приводит к формированию личностных проблем у ребенка. Повышается риск развития компьютерной зависимости. При противоречивом стиле воспитания не удовлетворяется одна из потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира.

Специалистами также было установлено, что в семьях, в которых придерживаются демократического стиля воспитания, устанавливаются наилучшие отношения между родителями и ребенком.

Родители требуют от ребенка осмысленного поведения и стараются помочь им. Демократический стиль воспитания способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы.

Родителям необходимо объяснять ребенку, что свое время он должен распределять равномерно, чтобы хватало времени и на компьютер, и на учебу, и на помощь родителям.

Для развития ребенка родители могут использовать интересные компьютерные программы, которые помогают детям развивать память, внимание, воображение и другие познавательные процессы. Но при этом даже использование развивающих и обучающих компьютерных игр должно быть в меру. Ребенка надо научить ребенка взаимодействовать вместе с компьютером (см. приложение 4).

Отличным поводом для контакта с детьми является совместное пользование компьютерными программами.

Как сделать так, чтобы компьютер стал другом и средством воспитания?

Родители должны направить интерес к освоению компьютера ребенком в нужное русло и сделать его место для творчества и познания окружающего мира и, с его помощью, разнообразить образовательный процесс.

Совместная работа за компьютером, совместное творчество даст возможность детям и родителям почувствовать себя единым целым, поможет лучше узнать друг друга, сохранить положительный микроклимат в семье, что очень важно при воспитании самодостаточного, творческого ребенка. Данный вид воспитания, прежде всего, ведет к поддержанию семейных традиций, воспитывает любовь к близким и родным.

Немаловажную роль в отношении здоровья ребенка играют родители. Родители должны следить за ребенком, чтобы он соблюдал элементарные требования работы за компьютером – чтобы не было перенапряжения глаз, чтобы он сохранял правильную осанку. С первых дней освоения компьютерных игр ребенком, родители должны объяснить все положительные и отрицательные стороны влияния компьютера. От того, как ребенок будет реагировать на компьютерные игры, можно судить по его отношению к окружающим людям и по его поведению.

Родителям необходимо вместе с ребенком изучать новинки развивающих компьютерных игр, вместе делать покупки и совместно учить новые компьютерные программы. Это поможет также не только сблизиться, но и даст возможности понять, чем хочет заниматься ребенок. Приведем ряд рекомендаций родителям, которые помогут наладить их отношения с ребенком:

- Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки;

- Не оскорбляйте ребенка и его круг общения;

- Будьте другом и помощником своему ребенку;

- Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах;

- Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся "компьютерной" ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе;

- Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её;

- Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, детей до 5 лет не рекомендуется допускать до компьютера. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно общение с компьютером не более 2 часов в день. И не подряд, а по 15-20 минут с перерывами;

- Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном;

- Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого;

- Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими;

- Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры;

- Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Для того чтобы снизить излишнюю степень привязанности к компьютерным играм, родители должны помочь отвлечь ребенка от монитора компьютера и занять его другим, более полезным делом. Можно сходить с ребенком погулять или же заняться домашними делами.

Таким образом, эмоциональные отношения, которые складываются в процессе совместной работы за компьютером, играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.

Всем членам семьи, участвующим в воспитании ребенка, необходимо выработать единые требования. Это очень важно, так как различные требования, привычки, установки (особенно противоречивые) окружающих отрицательно влияют на психику и поведение ребенка.

Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости ребенка:

1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей своих детей

3. Поощряйте творческие начинания своего ребенка от увлечения музыкой до катания на лыжах.

4. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у детей, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.

5. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:

- Делайте акцент на применении компьютера в своей работе;

- Используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.

6. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество – повод и основание в виртуальный мир.

7. Корректно используйте свое право на запрет, так как "запретный плод всегда сладок".

8. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний

в режиме on-line.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компьютерные игры и творчество | ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.011 сек.