Игра считается наиболее освоенным детьми видом деятельности. Как обычные игры, так и компьютерные игры можно использовать как средство воспитания и включения в образовательную деятельность, как средство развития любознательности.
Компьютерные игры способствуют развитию познавательной и творческой активности.
Использование компьютерных игр позволяет детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность раскрытия личности, сплачивает детей с родителями и со сверстниками. Разумное использование компьютерных игр позволяют ребенку быть внимательным и активным, способствует усвоению норм взаимопомощи.
В работе подробно освещена информация о классификации образовательных компьютерных игр, освещено место компьютерных игр в жизни ребенка.
Также раскрыты положительные и отрицательные стороны использования компьютера ребенком.
При применении компьютерных игр у родителей появились возможности для:
- Социальной и познавательной активности детей;
- Информационной грамотности, самостоятельности, уверенности, социальной независимости ребенка;
- Способности ребенка к самореализации;
- Соотношений интересов ребенка и информационных потребностей;
- Появления нового вида общения. Детям предоставляется возможность активно обсуждать компьютерные игры, свои достижения и промахи;
- Обогащения активного словарного запаса. Дети с удовольствием осваивают новую терминологию. У детей развивается речь, повышается осознанность действий.
При формировании личности ребенка, их интересов, прежде всего, необходимо сотрудничество родителей с самим ребенком.
Воспитание интереса в отрыве от воспитания личности ребенка невозможно. Для того чтобы у ребенка начал формироваться познавательный интерес, необходима "почва". Такой "почвой" могут считаться и развивающие, и обучающие компьютерные игры.
Во-первых, родители должны создать все условия для того, чтобы компьютер стал для ребенка другом, а не врагом.
Во-вторых, совместно с ребенком организовать его режим дня, чтобы это не вредило его здоровью и психике.
Родителям нужно помнить, что компьютер и компьютерные игры – это неотъемлемая часть технического прогресса. И от него невозможно полностью оградить ребенка.
Родителям нужно научить ребенка правильно пользоваться компьютером.
Следует учитывать, что компьютерные игры следует вводить в жизнь ребенка в тот момент, когда он уже освоил традиционные виды деятельности – рисование, конструирование, восприятие.
При этом очень важно, чтобы ребенок при этом отличал компьютерные игры от реальности.
Приучая ребенка к компьютеру, родители должны объяснить ему, что компьютер – это не игрушка, и пользоваться им следует под руководством взрослых.
Компьютерные игры могут сближать всех членов семьи, позволяя им весело проводить время, а также компьютерные игры очень помогают при воспитании.
Выбирая компьютерные игры ребенку, родителям следует учитывать возраст ребенка, и как такие игры будут влиять на его развитие.
Благотворно влияют на развитие ребенка игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания.
Обучающие и развивающие игры носят как обучающий характер, так и воспитывающий.
Можно использовать компьютерные игры не только как средство воспитания, но и как средство поощрения.
Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным.
5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.- М.: Дело, 1995
6. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении – М.: Педагогическое общество России, 2003
7. Сартан М. Что развивают компьютерные игры? /журнал "Школьный психолог". – 2000. – №14.
8. Статья "Компьютер в детском саду" / журнал "Дошкольное воспитание".- № 1, 1992.- 128 с.
9. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда детства – М.: Семья и школа, 1995
10. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника – М.: Семья и школа, 1997
11. Краснова С.В., Казарян В.С., Тундалева В.С., Быковская Е.В., Чапова О.Е., Носатова М.О. Как справиться с компьютерной зависимостью – М.: Эксмо., 2008
12. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр /журнал "Вопрос психологии".- № 3, 1993
13. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / ред.Горвиц Ю.М. – М.: Линка-Пресс, 1998.- 328 с.
14. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры// Информатика и образование. – 1994. – №4.
15. Вачков И. Время и усилия // Школьный психолог. – 2000. – №12
16. Филлипова И. Жизнь с компьютерным маньяком // Upgrade special. – 2004. – №4. – Специальный выпуск "Компьютер и дети
17. Мелик-Пашаева А.А., Новлянской З.Н. Ступеньки к творчеству – М.: Просвещение, 1995
18. Элиаде М. Священное и мирское М.: Изд. МГУ, 1994
19. Диссертация Петку Г.П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств / год защиты – 1992
20. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики / журнал Информатика и образование.- №3, 1991
21. Варченко В.И. Радуга в компьютере / журнал Начальная школа.- № 10, 1997
22. Гребнев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе / Педагогика. – 1994. – №5.
23. Кершан Б.И. Основы компьютерной грамотности. – М., 1993.
24. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.: Радио и связь, 1997.
25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учеб. для студ. ВУЗов. В 2 –кн. – М.: Владос. – 1999. Кн.1. – 576 с.
26. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учеб. для студ. ВУЗов. В 2 –кн. – М.: Владос. – 1999.Кн.2. – 256 с.
27. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой / Информатика и образование. – 1994. – №2.
28. Компьютерные игры. Когда стоит знакомить кроху с миром мультимедиа и стоит ли вообще?
29. Ломтева Т. Чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми/ "Дошкольник"
30. Компьютер и ребенок: все за и против
31. Оригинальные компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения в коррекционной школе 8-го вида
32. Руденко И.Л. Скромное обаяние виртуальной реальности. Дети и компьютер
33. Компьютер и дошкольник
34. Общая характеристика детских образовательных компьютерных программ
35. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры
36. Формирование зависимости от ролевых игр
37. Как провоцируют зависимость разные компьютерные игры?
38. Опыт разработки специальных компьютерных программ для реализации игровых методов обучения
39. Игра – основное условие использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях
40. Влияние компьютера на здоровье детей
41. Компьютер – помощник и друг
42. Чаус И.Н. Тип семейного воспитания и формирование компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
43. Развитие ребенка. Ребенок и компьютерные игры. Мнение психолога
44. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста
45. Шишова Т. Вся жизнь – компьютерная игра? / "Няня". 2002. – № 9.
46. Шишова Т. Как бороться с компьютерными играми?
47. Бурлаков И. Компьютерные игры заменят педагога?
48. Козак Т. Ребенок и компьютер – за и против
49. Мухортова А.В. Формирование информационной культуры дошкольника
50. В.В. Рубцов. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя. // Основы социально-генетической психологии М.– Воронеж, 1996.
51. Scott D. The effect of video games on feelings of aggression // Journal of Psychology. 1995. V. 129.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Гимнастика для глаз
1 комплекс:
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение;
- Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз;
- Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.
2 комплекс:
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.
- Повторить 4-5 раз;
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз;
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.
- Повторить 3-4 раза;
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3 Комплекс:
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
Ра, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Желательно проделывать эти комплексы перед серьезной зрительной работой и после нее.
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика
1 комплекс:
Мы сегодня поиграли,
Наши пальчики устали.
(Активное сгибание и разгибание пальчиков)
Пусть немного отдохнут,
И опять играть начнут.
(Встряхнуть руками, потом перед собой)
Дружно локти отведем,
Снова мы играть начнем.
(Энергично отвести локти)
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
(Плавные покачивания поднятыми руками)
Руки нагнули,
Кисти встряхнули.
(Встряхивание рук перед собой)
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
(Горизонтальные движения руками).
2 комплекс:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
3 комплекс:
Этот домик – для котят: мяу, мяу.
Этот домик – для щенят: гав, гав.
Этот домик – для телят: му-у-у
Этот домик – жеребят: иго-го.
Этот домик – для тигрят: р-р-р
(складывать поочередно пальцы от мизинца до большого пальца)
Приложение 3
Основные правила при работе на компьютере (для ребенка):
1. При слабом зрении садиться за компьютер в очках;
2. Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см.);
3. Через каждые 15-25 минут работы перед монитором делать перерыв и гимнастику для глаз;
4. Соблюдать правильную осанку;
5. Не работать за компьютером в темноте;
6. Следить содержательной стороной игр и программ;
7. После занятий умыться прохладной водой.
Приложение 4
Памятка для родителей
по использованию компьютера ребенком
- Для того чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться;
- Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
- Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв;
- Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5 – 2 часов в сутки;
- Если ребенок посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе (зале) он бывает и с кем там общается;
- Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
- Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей;
- Контролируйте, какие именно Интернет – сайты посещает ваш ребенок.