Творческое воспитание ребенка – сложный процесс, неотделимой частью которого является творчество.
Творческое воспитание определяется в отечественной педагогике как [4; 7 с.]:
- Развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное;
- Воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, развитие творческих способностей.
"Основной путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие", – как отмечает Комарова Т.С.,- это усиление внимания к творческому воспитанию и формирование творческих способностей у детей [5; 15 с.].
Обучение носит воспитывающий характер, когда уделяется большое внимание развитию творчества. Творчество активизирует процесс обучения. Творчество способствует развитию у ребенка инициативы, самостоятельности и активности; позволяет осваивать знания, умения, навыки; формирует способность к самообучению и саморазвитию.
Современный ребенок с рождения окружен новыми информационными технологиями. Компьютер занимает все большее место в досуговой деятельности ребенка, накладывая отпечаток на формирование и развитие личности.
Компьютер считается для ребенка универсальной увлекательной игрушкой, которую родители могут использовать как уникальную возможность для развития интеллекта, познавательных интересов и творческих способностей.
Большой простор для творчества предоставляют такие компьютерные программы, как "Азбука – раскраска", "Вундеркиндия", Tux Paint, электронная разукрашка BabyPaint и др. Данные программы просты в использовании и содержат большой набор картинок. Эти программы позволяют ребенку воплотить в рисунке творческие замыслы и фантазии. Имеется возможность сохранять рисунки и распечатывать их, как в цвете, так и в виде обычных нераскрашенных рисунков, которые ребенок может раскрасить настоящими карандашами или красками. Для этого есть все необходимое: цветовая палитра, спецэффекты, анимация, а также возможность легко исправить ошибку (рис.4).
Рис. 4. Раскрась картинку
Для того чтобы рисовать на компьютере, необходимо иметь, как минимум, сам компьютер. А если ребенок хочет показать свой рисунок кому-нибудь, напечатав его на бумаге, необходим еще и принтер.
При обучении рисованию ребенку проще использовать программу Power Paint.
Графический редактор Paint, входящий в комплект стандартных программ MS Windows, позволяет ребенку, используя манипулятор "мышь", выполнять черно-белые и цветные рисунки, обрамлять их текстом, выводить на печать (рис. 5).
Рис. 5. Снеговик
В Paint ребенок работает с фрагментами графических изображений: копирует, перемещает, поворачивает, изменяет размеры. С помощью Paint можно обрабатывать графические изображения, а также считывать и записывать в файл полностью или частично изображение с дисплея, если монитор работает в графическом режиме.
В графическом редакторе Power Paint дети самостоятельно создают изображения, экспериментируя с различными фигурами (рис. 6).
Рис. 6. Узор
Когда ребенок рисует на обычном листе бумаги карандашом или красками, то может выбрать разные инструменты. Карандаш может быть мягким или твердым, краски – акварель или гуашь, кисть – волосяная или из щетины. А на компьютере?
Компьютер представляет еще большие возможности для творчества. Для каждого инструмента есть специальная палитра настроек – опции.
Для профессионального обучения ребенка рисованию родители могут установить на компьютер программу Adobe PhotoShop.
В книге В.Запаренко "Школа рисования. Рисуем на компьютере" даются рекомендации и советы по обучению детей рисованию на компьютере (рис. 7).
Ребенок может нарисовать на компьютере, например, зайчика или льва [3, 100 с.]:
Длинноухий серый зайка – самый любимый персонаж каждого ребенка. Он такой мягкий, у него такие смешные длинные ушки, озорные глазки и белые зубки. Определив основную линию спины, форму головы и туловища, ребенок прорисовывает глаза, щеки, ушки и хвостик.
Рис.7. Зайчик
Далее ребенок обращает внимание на положение задних ног и не забывает про усы.
Зайка серый? Как бы не так! Внутренняя часть ушей у него розовая, розовые и подушечки на ногах.
Даже самого свирепого хищника планеты – льва – можно изобразить милым и добрым. У льва косматая грива, сильные лапы и длинный хвост с кисточкой на конце
Наметив положение головы, напряженного туловища и ног, ребенок рисует упругий хвост. Только после всего этого нужно нарастить льву гриву, помня о том, что это всего лишь шерсть.
Лев принадлежит к семейству кошачьих, и, значит, у него обязательно есть усы, кости, и, конечно же, зубы.
Для льва ребенок должен использовать самые разнообразные оттенки песочного цвета. Гриву и кисточку на хвосте нужно сделать немного темнее.
Можно при окрашивании взять другие цвета – оранжевый для гривы и желтый для тела, лап и морды.
Графические программы помогают ребенку чувствовать себя творцом рядом с компьютером, проявить свою фантазию, воплотить в рисунке свои замыслы. Это помогает воспроизводить и развивать образ мира ребенка и способствует развитию любознательности.
Развитию творчества способствуют также электронные пазлы.
В компьютерной игре "Элька. Мы спасем Антарктиду" ребенок вместе с героями мультфильма отправляется в далекий путь невероятных приключений, полный опасных, но интересных событий. В данной игре ребенка ждут интересные задания и головоломки, которые способствуют развитию творчества, внимания (рис.8).
Рис.8. Задание из игры "Элька. Мы спасем Антарктиду"
Пазлы развивают у детей такие качества, как внимание и усидчивость. Детям предлагаются электронные пазлы с разным количеством деталей. Самым маленьким детям предлагается собрать пазлы, состоящие из 4-6 деталей. Для детей постарше предлагаются пазлы с большим количеством деталей.
Тематика компьютерных пазлов разнообразна: животный мир, растительный мир, герои мультфильмов и др. ( рис. 9).
Рис. 9 из мультфильма "Бременские музыканты"
В развивающей компьютерной игре "Лунтик учится рисовать" дети знакомятся с основами рисования. Ребенку предоставляется возможность раскрасить множество разнообразных картинок, разгадают веселые загадки, усвоят принципы аппликации (рис.10).
Рис. 10. Собери картинку.
Развитию творческих способностей способствует и собирание мозаики. В игре "Лунтик учится рисовать" ребенок также встречается с таким заданием. Здесь ребенок вместе с Милой должен составить мозаику по образцу. Если ребенок окрасит квадратик не тем цветом, который необходим, то он может этот же квадратик окрасить в другой цвет (рис. 11).
Рис. 11. Собери мозаику.
Специально разработанная программа для детей 2-4 лет "Обучение с приключением" также рассчитана на развитие творческих способностей детей и на приобретение ими тяги к знаниям. Данная игра содержит интересные задания, направленные на развитие логики, координации и восприятия, развитие музыкального слуха. В игре имеется несколько уровней сложности.
Развитию творческого мышления, анализу и разгадыванию загадок, вниманию и наблюдательности способствует игра "Искатель", рассчитанная на детей в возрасте 5-10 лет.
Приведем примеры заданий, которые ребенок встретит в данной игре:
"Доска".
Сколько интересного, оказывается, может поместиться на школьной доске. Разгадай увлекательные головоломки, сыграй в мини-игры – и найдешь нужные предметы.
"Обручи".
Рассортируй предметы по обручам. Но будь внимателен – не все так просто, как кажется.
"Лопни шарик".
Хочешь запустить сложное устройство? К сожалению, в шарико-лопающей машине не хватает нескольких деталей. Тут без подсказок не обойтись.
Компьютерные игры, направленные на развитие творчества, будут хорошим помощником в развитии логики, воображения, смекалки, мышления. Тем более, прохождение очередного этапа станет для вашего ребенка важной и очень значимой победой, ведь он будет понимать, что всего добился самостоятельно безо всякой помощи виртуальных героев.
Таким образом, использование компьютерных игр благоприятно влияет на творческое развитие ребенка, стимулирует познавательную активность и развивает детское творчество.