русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Развивающие и обучающие компьютерные игры


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 9791; Нарушение авторских прав


Компьютер является техническим средством обучения и играет огромную роль в воспитании и общем психическом развитии детей.

Использование компьютеров в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения.

Исследования в области дошкольной педагогики (К.Н.Моторин, С.П.Первин, С.А.Шапкин и др.) показали, что самым лучшим периодом в освоении компьютером может считаться возраст 5-6 лет. В этот период интенсивно развивается мышление ребенка. Мышление является интеллектуальной базой развития деятельности.

Одной из форм практического мышления является игра. В играх ребенок, прежде всего, оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями.

Как же подготовить ребенка к школе? Чтобы хорошо учиться, ребенок должен быть, прежде всего, внимательным и терпеливым. Ребенок также должен обладать хорошей памятью и пространственным воображением. Подобные навыки ребенок может приобрести в играх. В современном мире такую возможность предоставляют компьютерные развивающие и обучающие игры.

Цель таких компьютерных игр – развивать навыки, которые пригодятся ребенку в школе. Современные компьютерные игры помогают ребенку освоить буквы русского и латинского алфавита, распознавание чисел, геометрических форм, цветов, развивают логическое мышление.

Основным методом обучения программ основан на принципе " играя – учись". Современные компьютерные программы основаны на зрительном восприятии развивающего и обучающего процесса с учетом активного участия самого ребенка. Многие программы снабжены звуковыми и текстовыми сообщениями, озвучены профессиональными актерами и музыкально оформлены.

В первой главе мы уже давали краткую характеристику категориям компьютерных игр.

Теперь попробуем подробно рассмотреть две категории игр: развивающие и обучающие игры



Развивающие игры формируют у детей умственные способности, такие как внимание и память, восприятие, пространственное мышление, логическое мышление [28.].

Существуют также развивающие компьютерные игры, способствующие формированию у детей сенсорных эталонов, которые обеспечивают формирование психических качеств. В таких играх эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете. Задачей ребенка является найти нужный эталон.

Для самых маленьких детишек рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет или сравнить два рисунка.

С 8 лет будут полезны так называемые, конструкторские игры, в которых необходимо собрать определенную геометрическую фигуру из нескольких данных, или, наоборот, разбить ее на заданные части. Подойдут и игры с лабиринтами или несложные и красочные квесты-бродилки с логическими загадками и заданиями на сообразительность и реакцию.

С помощью "экономических" игр у ребенка развиваются лидерские качества, логическое мышление, умение оценить сложившуюся ситуацию. В современном мире азы экономики никак не помешают ребенку.

Ребенку можно предложить поиграть в игру "Веселая ферма". Основной задачей при освоении этой игры станет превращение участка земли в прибыльное хозяйство. Ребенок должен быть очень внимательным и собранным. Ребенок следит за тем, когда нужно поливать огород, кормить животных, продавать готовую продукцию. Полученный доход позволяет ребенку расширить фермерское хозяйство.

Компьютерные развивающие игры позволяют заложить задатки по экологии. Ребенок учится ценить природу, беречь ее и бороться с загрязнениями. Такие игры позволяют ребенку задуматься, а правильно ли он сам поступает, выбрасывая бумажку на улице.

Изучить мир природы помогут также игры из серий "Смешарики", "Кузя: силы природы", "Лунтик познает мир". Ребенок с помощью героев знаменитых мультиков изучает увлекательный подводный мир, учится строить шалаш, знакомится со стихийными явлениями такими, как землетрясение, наводнение и др.

В компьютерном мире есть еще направление – конструктор сказок и мультфильмов. К такому направлению можно отнести игру – конструктор "Незнайка и все, все, все…". Создание простого, но настоящего мультфильма с помощью программы "Конструктор мультфильмов: Незнайка и все, все, все…" займет у ребенка не более пяти минут. Первое действие ребенка – выбор заднего плана из библиотеки фонов. Затем, руководствуясь собственным чувством вкуса, ребенок украшает сцену различными предметами и декорациями.

После этого ребенок выбирает актеров. Данная программа предлагает 15 персонажей из знаменитого мультфильма "Незнайка на Луне". Каждый из персонажей умеет выполнять всевозможные трюки и действия.

Чтобы оживить актера, ребенок щелкает на нем мышкой и перемещает по экрану, задавая траекторию движения. В любой момент можно назначить актеру новое действие, добавить новых персонажей, анимировать фон и т.д.

Но это еще не все! Какой же мультик не обойдется без веселой музыки и смешных звуков? Ребенок сможет самостоятельно добавлять звуковые эффекты, записывать прикольные голоса и музыку.

В конце добавляются титры и мультик готов.

Вместе с такими компьютерными играми, как "Лунтик учится рисовать", "Развивайка для малышей" ребенок учится рисовать, чувствовать цветовую палитру, знакомится с геометрическими фигурами, узнает, как смешивать краски и составлять мозаику. Данные игры позволяют также вырабатывать у ребенка музыкальный слух, развивать логику, координацию движений. Ребенка в этом увлекательном компьютерном мире ждут несколько уровней сложности.

Приведем примеры нескольких заданий, которые встречаются в развивающих компьютерных играх из серии "Развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста":

Рис 1. "Заполни таблицу" – на развитие логического мышления и внимания.

Рис 2. "Мозаика" – на развитие наглядно-образного мышления.

На современном компьютерном рынке существуют еще множество компьютерные игр, которые направлены на формирование умственного развития ребенка.

Компьютерные обучающие игры позволяют повысить мотивацию ребенка. Обучающие игры способствуют повышению интереса к учебе, регулируют задания по степени сложности. Также обучающие игры привлекают ребенка своей занимательностью.

Классификация обучающих игр в период активного освоения компьютера детьми:

- Интерактивные мультфильмы, "живые" книги на разных языках;

- Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.;

- "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией;

- АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков;

- Игры-путешествия,"бродилки";

- Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

С появлением примеров компьютерного обучения к созданию компьютерных обучающих игр приобщились десятки тысяч педагогов – специалистов в различных областях знания. В разрабатываемых ими играх, опираясь в основном на интуицию и практический опыт, они воплощали свои представления о преподавании конкретных дисциплин с помощью компьютеров. Педагоги-теоретики долгое время оставались в стороне от этого нового направления в обучении. В результате до сих пор отсутствует общепризнанная психолого-педагогическая теория компьютерного обучения, компьютерные обучающие программы продолжают создаваться и применяться без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.

Выделяют четыре типа обучающих игр:

- Тренировочные и контролирующие;

- Наставнические;

- Имитационные и моделирующие;

- Развивающие.

Игры 1-го типа (тренировочные) предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже изучен. Эти программы в случайной последовательности предлагают ребенку вопросы и задачи и подсчитывают количество правильно и неправильно решенных задач. При неправильном ответе ребенок может получить помощь в виде подсказки.

Игры 2-го типа (наставнические) предлагают ребенку теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые ребенком, неверны, программа может "откатиться назад" для повторного изучения теоретического материала.

Игры 3-го типа (моделирующие) основаны на графически-иллюстративных возможностях компьютера, с одной стороны, и вычислительных, с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют ребенку возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс, влияя на его ход подачей команды с клавиатуры, меняющей значения параметров.

Игры 4-го типа (развивающие) предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор каких-то возможностей и средств их реализации. Использование предоставляемых программой средств для реализации возможностей, связанных с изучением мира игры и деятельностью в этом мире, приводит к развитию ребенка, формированию у него познавательных навыков, самостоятельному открытию им закономерностей, отношений объектов действительности, имеющих всеобщее значение.

По своему содержательному плану обучающие компьютерные игры во многом схожи с традиционными играми. Но при этом имеются некоторые отличия:

- В обучающих играх большую роль играет принцип постепенного усложнения игровой и дидактической задач;

- В обучающих играх осуществляется контроль "этапности" – переходов к следующему уровню;

- В отличие от традиционных, обучающие игры содержат элементы случайности – появление новых персонажей, ситуаций.

Использование обучающих компьютерных игр позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал. Обучающие игры облегчают понимание информации, развивая при этом слуховую, моторную и эмоциональную память.

При обучении с помощью компьютера обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях ребенка, его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.

Компьютерная технология повышает интерес к обучению предметам. В настоящее время существует огромное множество обучающих программ по самым разным предметам, ориентированных на самые различные категории детей.

Основной целью применения обучающих игр является повышение мотивации познавательной активности, оказание помощи при подготовке к школе, развитие творческого воображения.

Например, разработанная серия игр "Лунтик учит цифры", "Лунтик учит буквы", позволяет детям при помощи любимых героев, выполнять забавные задания, чтобы продемонстрировать знание цифр, алфавита. Любимые герои пригласят ребенка на необычные уроки чтения. Наградой за сообразительность и успехи в учебе ребенка ждет очередная серия мультфильма.

В игре " В поисках Немо. Подводная школа" ребенок вместе с главным героем игры, рыбкой по имени Немо, ходит в школу. Вот только школа эта необычная – подводная, и учителя в ней тоже необычные, а потому урок превращается в увлекательное приключение. В этой игре дети закрепляют знание о геометрических фигурах, учатся складывать цифры.

Рис 3. "Сосчитай червячков"

В данном примере можно увидеть, что ребенок помогает осьминожке Оське считать червячков.

В игре " Трое из Простоквашино. С дядей Федором идем в школу" дети занимаются поиском букв, спрятанных в разных комнатах, с помощью корзинки ловят цифры, которые падают с дерева, учатся рисовать и закрашивать определенные участки в готовых изображениях. Данная игра позволяет закрепить знания детей об алфавите и цифрах.

В игре "Трое из Простоквашино. Английский с дядей Федором" ребенок начинает изучать английский язык. К концу игры ребенок будет знать английскую азбуку, цифры, цвета. С помощью красочных картинок ребенок учится легко и просто запоминать слова. Это еще больше вовлечет ребенка в веселую игру по изучению английского языка.

Компьютерные обучающие игры по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к природе, а также эстетических чувств. В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть предложена игра "Приключения животных". "Приключения животных" – обучающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше познакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монитора, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши – и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают много нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его "хатку"; совершат "ночное путешествие" с летучей мышью в поиске питания; узнают "подземный мир" муравьев.

Компьютерные обучающие игры по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов – это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин "предложение", составлять предложение из 3 – 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра "Веселая Азбука". "Веселая Азбука" – это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут научиться читать. Например, одно из заданий в игре "Веселая Азбука": компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой букве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре картинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.

Компьютерные обучающие игры по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.

Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры "Планета чисел". Эта игра научит детей 3-7 лет распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в пределах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с понятиями "первый", "последний", "сложение" и "вычитание".

Игры: "Сравни и заполни", "Игра с одним обручем", "Заполни пустые клетки" познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения "больше", "меньше", "равно", находить отличительные признаки.

Развивающие и обучающие игры позволяют ребенку достигнуть следующих результатов [31.]:

- Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

- Глубже постигаются понятия числа и множества;

- Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

- Тренируется внимание и память;

- Раньше овладевают чтением и письмом;

- Активно пополняется словарный запас;

- Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

- Развивается сенсомоторика детей: уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

- Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

- Развивается воображение и творческие способности;

- Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не только "исполнять", но и "создавать".

Особенно полезны развивающие и обучающие компьютерные игры для:

- Детей, которые плохо усваивают новый материал на занятиях;

- Детей, которым не нравится традиционный способ обучения;

- Детям, у которых существуют проблемы с обучением.

Основным показателем высокого качества обучающих компьютерных игр является эффективность обучения. Эффективность обучающей игры определяется тем, насколько она обеспечивает цели обучения.

Раскроем положительные стороны развивающих и обучающих компьютерных игр:

- Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает интерес у детей. Внимание ребенка привлекает анимация, движение, звук;

- Поощрение ребенка при правильном решении проблемной задачи самим компьютером является стимулом познавательной активности детей;

- Способность ребенка самому регулировать темп и колическтво решаемых обучающих задач;

- Ребенок приобретает уверенность в себе;

- Компьютер никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, когра сам ребенок их исправит;

- Развивающие и обучающие игры приучают ребенка к самостоятельности и развивают навык самоконтроля;

- Автоматизированный контроль при выполнении заданий и пошаговое подтверждение действий ребенка.

Выбирая для своего ребенка развивающие и обучающие игры, родители закладывают основы фундамента знаний для своего ребенка.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компьютер и ребенок: за и против | Компьютерные игры и творчество


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.