русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Компьютер и ребенок: за и против


Дата добавления: 2014-11-28; просмотров: 1024; Нарушение авторских прав


В настоящее время в жизнь современного человека стремительно внедрились компьютеры. Человек взаимодействует с компьютером постоянно – дома, на работе, в транспорте. Постепенно компьютер стал входить и в жизнь ребенка.

В современном мире трудно найти ребенка, который бы не интересовался компьютером. Следовательно, родителей таких детей беспокоит их чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Но существуют родители, которые считают, что пусть ребенок сидит за компьютером, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым у ребенка появляется свободный доступ к компьютеру.

На сегодняшний день создаются компьютерные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой большое количество людей-геймеров.

Современных детей перестали интересовать обычные игрушки, они стремятся быстрее попасть из детского сада или школы домой, где ждет их увлекательная компьютерная игра. Школьники могут прогулять занятия, потому что не успели выполнить домашнее задание. Уроки для них становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. Одной из актуальных тем у современных детей становится тема компьютерных игр.

Умение обращаться с компьютером в современном мире становится необходимым для того, чтобы ребенок мог овладеть серьезной работой. Но, в то же время, интерес к увлечению компьютером приводит к тому, что ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает возможность пообщаться с друзьями, позаниматься спортом и погулять на свежем воздухе. В этот момент перед родителями стоит вопрос: разрешать или запрещать ребенку общаться с компьютером?

Чтобы получить ответ на данный вопрос, необходимо проанализировать все "плюсы" и "минусы" увлечения компьютером с учетом индивидуальных особенностей ребенка и той среды, в которой он растет [29.].

В первую очередь, родители должны ответить на главный вопрос: сколько времени проводит ребенок за компьютерными играми? Если ребенок, помимо увлечения компьютерными играми, успевает выполнить домашние задания или пообщаться со сверстниками, то в данном случае родителям не стоит беспокоиться о пагубном влиянии компьютера на детскую психику.



Но часто получается наоборот. Современные дети предпочтение отдают компьютеру, а не общению со сверстниками, увлечению книгами и др. Что заставляет родителей задумываться – чем можно заменить компьютер. Что будет полезно для его развития? Прежде чем перейти к поиску ответов на вышеприведенные вопросы, сначала надо проанализировать, что привлекает детей в компьютерных играх.

Все действия, разворачивающиеся на экране монитора, напоминают детям сказки. Они попадают в придуманный мир, более яркий и выразительный, чем реальный мир. Привлекают простые правила игры: нужно победить, набрать определенное количество баллов и перейти на следующий уровень.

Если ребенок допускает ошибки в процессе игры, то исправить их можно. Нужно перейти только на следующий уровень. Но в реальной жизни ошибки, допущенные детьми, так и остаются ошибками. В жизни некоторые дети боятся смерти. В процессе игры им это не грозит. Разработчики игр предлагают юным пользователям по несколько жизней. И ребенок, в очередной раз, проиграв в игре, задается вопросом: "Ну, ничего. Сколько еще жизней у меня осталось?"

Случается, что какая-то компьютерная игра начинает надоедать ребенку. Тогда он может поменять игру, не доигрывать до конца. И родители не придают этому большого значения. Тогда как в реальной жизни получается все наоборот. Например, если ребенку начинают надоедать занятия в секции, то он сразу становится объектом внимания со стороны взрослых, которые начинают внушать ему представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры позволяют ребенку почувствовать себя сильным, отважным, умным. Чтобы это произошло в реальности, ребенок должен приложить много стараний и усилий.

В окружающей действительности образ жизни ребенка целиком зависит от родителей. В игре все происходит по желанию ребенка. Он может сам выбирать роли, уровни, декорации и менять их по своему желанию. В данном случае, преобладают слова "я хочу" над "я могу".

И, наконец, компьютер для ребенка – замечательный партнер по общению. С ним легче договориться, чем с реальными людьми. Если ребенок в реальном мире имеет трудности в общении, то он с удовольствием уходит в виртуальный мир.

Когда мы рассмотрели все причины, почему же компьютерные игры привлекают детей, можно переходить к поиску ответа на вопрос: чего же так не хватает ребенку в окружающей реальности, что лежит в основе компьютерной зависимости?

Слишком тесное общение с виртуальной реальностью таит для ребенка серьезную опасность. Для ребенка игра заменяет реальное общение со сверстниками и с родителями. Для ребенка становится важен в данный момент не результат, а сам процесс игры.

Что же так привлекает ребенка в компьютерной игре:

- Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

- Отсутствие ответственности;

- Реалистичность игрового процесса;

- Возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;

- Возможность самостоятельно принимать решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Что же угрожает ребенку, который чрезмерно увлечен компьютерными играми? Проявляются проблемы, связанные с нарушением зрения и осанки, встречаются онемения пальцев кисти правой руки, головная боль, тревожный сон.

Больше всего подвержены компьютерной зависимости дети в возрасте 12-15 лет. Но в настоящее время игровую зависимость наблюдается и у детей в возрасте 6 лет.

Приведем критерии, определяющие начало компьютерной зависимости:

- Беспричинные частые и резкие перепады настроения – от подавленного до эйфорически – приподнятого;

- Болезненная и неадекватная реакция на критику;

- Нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;

- Ухудшение памяти, внимания;

- Снижение успеваемости, прогулы занятий;

- Уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

- Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка,

- Появляющаяся изворотливость, лживость;

- Неопрятность, неряшливость, нехарактерные ранее;

- Приступы депрессии, страха, тревоги.

Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры, где ребенок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры. Происходит то, что можно назвать "Я виртуальное" и "Я реальное". Такие игры подрывают психическое состояние ребенка. Они способны кардинально изменить представление о себе и окружающем мире. Все это способствует нарастанию тревоги.

Проблема компьютерной зависимости и влияния компьютерных игр на психику и на развитие ребенка является очень актуальной.

Если у ребенка имеются трудности в общении с реальными людьми, то родители должны помочь приобрести этот навык: ходить вместе с ребенком в гости, приглашать гостей к себе домой, записать ребенка в секции, кружки. Другой помощью со стороны родителей считается научить ребенка видеть свои реальные достижения.

Выбрав стратегию помощи ребенку, взрослые также должны подумать над тем, как же поступить с компьютером во время выполнения намеченных планов. Нужно учитывать, что резкие перемены могут привести к стрессу ребенка. Необходимо выбрать правильный путь. Ребенок должен привыкнуть к переменам и понять их преимущества.

Большое значение при решении данных проблем придается совместным играм ребенка с взрослыми. Чтобы понять, в чем же польза от компьютерных игр, взрослые должны сами вникнуть в виртуальные интересы своего ребенка, покупать новые компьютерные игры, составлять компанию в играх.

Существует также мнение, что некоторые компьютерные игры, в частности, военные стратегии и "стрелялки", формируют жестокость у детей. По этому поводу было проведено много исследований психологов, подтвердивших эту точку зрения. Во-первых, они помогают выходу агрессии и негативных эмоций наружу. Во-вторых, формируют определенные негативные стереотипы поведения. Такие игры влияют на психику даже сильнее, чем боевики.

Вот мы и пришли к анализу такого вопроса – чем же полезны компьютерные игры?

Как мы выше говорили, среди современных детских компьютерных программ много развивающих. Современный компьютерный рынок предлагает компьютерные игры для детей разного возраста. Малыши с помощью компьютерных игр учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры. Детей постарше привлекают филологические игры (типа "Эрудит", "Поле Чудес"), компьютерные энциклопедии. Для старшеклассников предлагается множество логических игр, развивающих способность прогнозировать и анализировать.

Дети, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие развитые дети, обычно, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях.

Обучение на компьютере может восприниматься ребенком как игра. Информация, изложенная на экране монитора, будет считаться более привлекательной, чем та же информация на страницах учебника. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Ребенок не прилагает при этом особых усилий, т.е. начинает функционировать эмоциональная и образная память.

Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Ребенок учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисования.

Развивается абстрактное мышление ребенка. В процессе игры ребенок начинает понимать, что предметы на экране бесполезно пытаться взять – это изображения. Чаще всего вещи и существа в играх обозначаются простыми символами и значками. Таким образом, в основе абстрактного мышления лежит формирование способности воспринимать знаки и символы. Абстрактное мышление необходимо для понимания ребенком схем, уравнений, написанных слов.

Игры на компьютере являются способом разрядки, накопившейся в душе, обиды и агрессии. В игре ребенку легче "выпустить пар" на фантастическое существо, и он вряд ли будет переносить способы действия на реальных людей.

Если ребенок старше 10 лет, психически здоров и не относится к гиперактивным детям, то он может иногда поиграть в "стрелялки" и подобные игры.

Рассмотрев все "плюсы" и "минусы" компьютерных игр, необходимо найти "золотую середину" в общении ребенка с компьютером. Учитывая индивидуальные особенности и потребности, родители должны из компьютера сделать друга, который помогает ребенку развиваться.

Компьютер оказывает большое влияние на здоровье ребенка. Самое главное – знать все "плюсы" и "минусы" влияния компьютера на детский организм и сколько ребенок должен проводить времени за компьютером без вреда для здоровья.

Факторы вредоносного влияния компьютера на детский организм [30.]:

- Нагрузка на зрение;

- Стесненная поза;

- Излучение;

- Воздействие на психику.

Разберем каждый из них по порядку.

Нагрузка на зрение.

Это один из самых главных факторов. Работа на компьютере может привести к снижению остроты зрения. Ребенок 5-7 лет должен проводить за компьютером до 25 минут в день, после чего необходимо делать перерыв и гимнастику для глаз (см. Приложение 1). Общение с компьютером у ребенка 10 лет не должно превышает 30 минут в день, ребенка до 6 лет – 15 минут в день. В 9-11 лет ребенок может себе позволить час общения с компьютером в день. Если у ребенка проблемы со зрением, то он садится за компьютер в очках. При работе на компьютере также необходимо учитывать расположение монитора: свет из окна не должен падать на экран и не должен светить в глаза. Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

Если грамотно подходить к организации рабочего места ребенка, то его зрению ничего не угрожает.

Стесненная поза.

Сидя за компьютером, ребенок принимает определенное положение и не меняет его до конца игры – смотрит с определенного расстояние на экран монитора и одновременно держит руки на клавиатуре. Родители должны проследить, чтобы кисти рук ребенка находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. В области суставов необходимо сохранять прямой угол. В перерывах между компьютерными играми ребенок должен гулять, играть в подвижные игры, заниматься спортом. Рекомендуется также сделать пальчиковую гимнастику для разминки пальцев рук (см. Приложение 2).

Излучение.

Современные мониторы не причиняют вреда для глаз ребенка. Системный блок также ничего опасного не излучает. Однако обратим внимание на то, что на компьютерном столе очень часто скапливается пыль. На электролучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Пыль разлетается во все стороны и оседает на компьютерном столе и на лицо ребенка. Взрослым необходимо постоянно делать влажную уборку, чтобы снизить количество пыли в помещении. После того, как ребенок закончит занятие за компьютером, его следует умыть теплой водой или протереть влажной салфеткой.

Воздействие на психику.

Компьютер требует от ребенка большой сосредоточенности, чего не бывает в реальных играх. Как же можно уменьшить психическую нагрузку? Необходимо помнить, что в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной игры. Для ребенка безопасным считается рассматривание картинок или фотографий в сопровождении звука. Отрицательное воздействие на психику и зрение оказывает рисование на компьютере, т.к. нагрузка идет на глаза. Также вредят детской психике и зрению движущиеся на большой скорости мелкие изображения. Очень нелегко после длительных игр снять напряжение детского организма.

Не стоит также забывать при работе на компьютере о профилактике проблем со здоровьем.

Родители, осваивая компьютер вместе с ребенком, формируют развитую, социально адаптированную личность. Основной задачей родителей при этом является попытка направить интерес ребенка к компьютеру в полезное русло. Но никогда нельзя наказывать ребенка запретом на компьютерные игры. Компьютер должен стать для ребенка товарищем и другом, положительно влияя на формирование психофизических качеств и развитие личности. Соблюдая все правила работы на компьютере, родители помогают ребенку открыть мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю (см. приложение 3).

Рассмотрим еще положительные качества использования компьютерных игр. Компьютерные игры способствуют стимулированию мозговой активности ребенка, развитию координации, моторных и языковых навыков. К тому же компьютерные игры создают прочную связь между ребенком и родителями.

Для укрепления семейных связей между ребенком и родителями педагоги советуют использовать компьютерные игры в качестве забавного времяпрепровождения, также создать из этого семейную традицию, как сказки на ночь, пикники, совместные походы и др.

Компьютерные игры развивают ребенка не только интеллектуально, но также способствуют развитию эмоциональных и физических способностей ребенка, повышают самооценку ребенка, развивают память и речь.

Компьютерные игры могут стать помощниками при подготовке ребенка к школе, способствуют повышению интереса к учебе. Компьютерные игры также приобщают ребенка к исследовательской деятельности. Они побуждают ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия. Ребенок, играя в развивающие компьютерные игры, способен сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

Компьютерные игры помогают ребенку быстрее адаптироваться к школе, к отношениям с будущими одноклассниками. Даже робкие дети начинают чувствовать уверенность в себе, они начинают делиться со сверстниками своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютера. Следовательно, овладение компьютером повышает социальный статус ребенка.

Итак, приведем ряд рекомендаций для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития ребенка:

- Выбор жанра игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним детям лучше всего подходят спокойные игры, другим – более активные;

- Отдавать предпочтение играм с исследовательским содержанием, а не с развлекательным;

- Продолжительность игры зависит от возраста ребенка и характера игры;

- Ребенок должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного долга;

- Нельзя играть в игры в ущерб учебе, отдыху, спорту и др.

Родители должны всегда помнить, что для ребенка игра – это естественная среда развития. Развивая ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь. И чем больше разнообразия будет в этой жизни, тем больше простора будет для его развития.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика детских образовательных компьютерных программ | Развивающие и обучающие компьютерные игры


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.