Реклама, как показывает история, одна из древнейших форм коммуникации. Без знания исторических вех развития рекламы невозможно понять проблемы и ее присутствие в современном обществе. В данной теме анализируется развитие рекламы в контексте истории за рубежом и в России, исторические этапы.
Выявление зарождения и специфики развития рекламы за рубежом.
Появление первых аналогов рекламы началось еще задолго до нашей эры.
Прототипом для появления изобразительной рекламы служили древние орна-
менты, различные рисунки, татуировки и т.д. С древности известны фирменные
метки мастеров, удостоверяющие качество товаров, клейма, которыми метили
скот и рабов, все это являлось своеобразным прототипом брендовой рекламы.
Первые «рекламные» объявления, размещенные на папирусах, камнях, сте-
нах домов, появились еще в Древнем Египте и Древней Греции.
В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на деревянных
дощечках и медных табличках. Чтобы избежать написание рекламы на стенах
жилых домов, стали выстраивать для этой цели специальные стены – "амбу-
сы".
В средние века широкое распространение приобретает устная реклама. По-
являются специально нанятые люди – глашатаи и гонцы, которые распростра-
няли рекламную информацию на базарах, торговых рядах, постоялых дворах и
т. д. и могли принимать заявки от населения. Появляется новая профессия –
сборщик и разносчик новостей.
В ХI–ХII вв. особое распространение получает геральдика – «наука» о прин-
ципах и правилах использования изображений в знаках и гербах. Фактически
геральдика стала прообразом современных товарных знаков.
С изобретением Гутенбергом печатного станка в 1465 г. появляется первая
типография. Первое напечатанное рекламное объявление появилось в Лондоне в
1472 г., текст которого был вывешен на двери одной из церквей и информиро-
вал прихожан о продаже молитвенника.
Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реност-
но, открывшего в 1630 г. в Париже справочную контору, печатавшую реклам-
ные объявления во «Французской газете».
В XVIII веке особую популярность приобретают листовки, в которых так же
содержалась рекламная информация.
В американских колониях одной из первых газет, специализировавшихся на
рекламных объявлениях, явилась газета «Бостон Ньюс-леттер» – 1704 г. Боль-
шое количество рекламы публиковала «Газетт», основанная Бенджамином
Франклином в 1729 г., с именем которого связывают расцвет рекламы в США.
С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фото-
графиями для большей правдивости и убедительности.
В Западной Европе бурное развитие рекламного дела началось в конце XVIII
в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных
площадей, а тексты предоставлялись клиентами. Первым агентством, прово-
дившим рекламные кампании, считается агентство "Айер и сыновья", основан-
ное в 1890 г.
Дальнейшее развитие рекламного дела определяли достижения науки и тех-
ники. В 1920-е годы выходит первая реклама на радио, а в 1930-е - первая теле-
реклама, получившие бурное развитие после Второй мировой войны, с налажи-
ванием массового производства радиоприемников и телевизоров.
В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама
стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди та-
ких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и
предпринимательство.
В США и Европе созданы научно-исследовательские институты, где опыт-
ные специалисты разрабатывают теорию рекламного дела. Психологи заранее
рассчитывают воздействие на прохожих, пассажиров, телезрителей каждой де-
тали рекламы.
Изменениям в современном рекламном бизнесе способствуют создание ме-
ждународных сетей рекламных агентств, обмен международным опытом, пре-
вращение промышленных концернов в международные галоконцерны, широкое
развитие международных связей. Спутниковое и кабельное телевидение, ком-
пьютерная сеть становятся международными, появляются новые газеты, журна-
лы, радио- и телеканалы, известные в ряде стран, - все это создает благоприят-
ные условия для заказчиков рекламы в средствах массовой информации и для
деятельности рекламных агентств, осуществляющих выбор соответствующих
рекламных средств. Таким образом, в современных условиях реклама становит-
ся транснациональной, а рекламные компании – международными.
Выявление особенностей исторического становления и развития рекламы
в России.
Зарождение рекламного дела в России традиционно относят к
X – XI вв. к периоду расцвета Киевской Руси, т.к. точных данных о более позднем периоде нет. Наиболее популярной в этот период была «голосовая реклама» (зазывалы,
коробейники).
Получило большое распространение производство лубков – листов с опреде-
ленной информацией, переданной в картинках. Центром "лубочной культуры"
стал Великий Новгород.
В XVIII в. в «Ведомостях Петра I», появляется первая российская печатная
реклама. Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой харак-
тер.
В XIX в. рекламу в России стали размещать на установленных в различных
частях города круглых тумбах, на конках, в трамваях. В различных городах по-
являются специализированные издания с рекламой «Торговля», «Деловой биз-
несмен», «Нижегородская ярмарка» и прочее.
Широко используется "голосовая реклама", осуществляемая, как правило,
подростками, которые на перекрестках и других людных местах громко выкри-
кивали названия и цены товаров, а также последние новости.
Появляются специализированные конторы, бюро. Авторитетным рекламным
агентством XIX в. была центральная контора объявлений торгового дома "Мет-
цель и К°", появившаяся в 1870 г.
После Октябрьской революции 1917 г. реклама была монополизирована го-
сударством. Появляются централизованные рекламные агентства: "Реклам-
транс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама".
В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной вы-
ставке были представлены работы мастеров рекламы, на которой за цикл плака-
тов В.В. Маяковский и художник А.М. Родченко были награждены серебряны-
ми медалями.
Советская реклама в конце 20-х – 30-е гг. фактически слилась с пропагандой.
Идеологические черты стали содержать в себе большинство рекламных продук-
тов, адресованных к массовому потребителю. Данная ситуация продолжалась
вплоть до конца 50-х - начала 60-х гг.
В 60–80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым
в то время мировым стандартам. Тем не менее, в СССР практически отсутство-
вала коммерческая и телевизионная реклама, а имевшиеся рекламные продукты
(объявления в газетах, буклеты, плакаты), были просты и мало распространен-
ны. Основной проблемой рекламного дела 1980-х гг. был бюрократический ап-
парат, да и плановая экономика не способствовала развитию рекламы.
С изменением политической ситуации в 1991 г. начинается бурный рост рек-
ламного бизнеса в России. Быстро увеличивается объем рекламы в СМИ, а 1995
г. наблюдается бурный рост региональных рекламных рынков. Появляются спе-
циализированные рекламные издания и профессиональные агентства. Растет
спрос на специалистов по рекламе.
В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе"
(ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы.
Из-за несовершенства этого закона, в марте 2006 г. принимается новый Феде-
ральный закон от 13. 03. 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", а 18 декабря 2006 г., 9
февраля, 12 апреля 2007 г. в него вносятся изменения.
Несмотря на усовершенствования законодательства, все еще актуальной ос-
тается проблема недобросовестной рекламы. Это связано с низкой культурой
участников рекламного процесса и отсутствием действенных органов, осущест-
вляющих контроль за соблюдением рекламного законодательства.
Реклама возникла в древний период истории, менялись ее формы особенно динамично в связи с развитием СМК и СМИ в ХХ столетии. На ее развитие существенное влияние оказали новые коммуникативные технологии. В России первой рекламной газетой стали «Ведомости Петра I». Особенно быстрыми темпами реклама в России начинает развиваться с середины 90-х гг. ХХ века в связи со становлением рыночной экономики. Рекламный рынок в России относится к быстро развивающимся мировым рекламным рынкам. В то же время мы технологически отстали в области рекламного бизнеса от запада.
Многие формы рекламы дошли до наших дней из древности, в том числе наружная реклама.
1. Назовите основные этапы развития западной рекламы.
2. Что такое «амбус»?
3. Какие виды рекламы преобладали в Киевской Руси?
4. Как использовался лубок в средневековой России в рекламных целях?
5. В какой период появилась первая печатная реклама?
6. Охарактеризуйте советскую рекламу периода 60–80 годов ХХ в.