В современных условиях реклама стала одной из важнейших сфер общественной жизни человека. Наиболее важными при этом можно считать следующие роли рекламы:
1 Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она обеспечивает налаживание связей между производителями и потребителями. Тем самым реклама способствует росту деловой активности, повышению объемов капвложений и числа рабочих мест. Следствием этого является общее расширение общественного производства.
Реклама также поддерживает и обостряет конкуренцию, позволяя потребителям товаров расширить их выбор, способствует расширению рынков сбыта, содействует ускорению оборачиваемости средств. Этим она повышает эффективность экономики в целом.
2 Общественная роль рекламы. Реклама становится частью социальной среды, которая участвует в становлении определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения в каждой стране и во всем мире. В современном обществе инструментарий рекламы все чаще используется для решения острых социальных проблем (социальная реклама).
3 Политическая роль. Возрастает роль политической рекламы (президентские выборы 1996: в начале года рейтинг Ельцина 6%, уже в июле 53%). Также необходима реклама для обеспечения независимости СМИ.
4 Идеологическая роль (пример, коммунистическая идеология).
5 Образовательная (обучающая) роль. В процессе внедрения новых прогрессивных товаров и технологий она способствует распространению знаний, относящихся к различным сферам человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки. Из рекламы можно извлечь самую разнообразную информацию: от нормального уровня pH до причин появления кариеса…
6 Психологическая роль (реклама влияет на психику человека).
7 Эстетическая роль. Лучшие образцы рекламных обращений со времен древности до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства. Пример, рекламу создавали: Малевич, Маяковский; Прокофьев и Шостакович; братья Люмьер, Феллини, Кончаловский, Вуди Ален, Акира Куросава, Коппола, Михалков, Камерон, Люк Бессон…
Известные актеры и актрисы, снимающиеся в рекламе, нередко становятся эталонами красоты (Бритни Спирс – «Пепси», Клаудиа Шиффер и Мила Йовович – «Лореаль»,…). Значительно реже роль лица фирмы доверяют мужчине (Рики Мартин, Роби Уильямс, Бэкхем, Таркан – «Пепси», Агасси и Андрей Шевченко – «Жилет»,…).
Профессионально выполненные носители наружной рекламы уже давно являются органической частью эстетической среды современных городов, но хватает и некорректной и непрофессиональной рекламы.
На протяжении всего периода своего существования рекламу критикуют:
· Применение средств рекламы в неблаговидных целях (пр., МММ);
· Нерациональное использование средств фирм-рекламодателей и общества в целом, рост издержек и, соответственно, розничных цен;
· Дает потребителям бесполезную, вводящую в заблуждение информацию.
Возросшее значение рекламы в современном мире требует осознания рекламистами степени их социальной ответственности. С другой стороны, очевидна необходимость создания механизмов контроля рекламной деятельности со стороны государства.
Существует 9 основных типов рекламы:
2. Реклама торговой марки (национальная потребительская реклама) нацелена на создание образа и обеспечение долговременной узнаваемости торговой марки.
3. Торгово-розничная реклама носит локальный характер и сфокусирована на торговой точке или предприятии сферы услуг, где может продаваться множество разнообразной продукции или предлагаются определенные услуги. В ней акцентируется внимание на цене, доступности товаров или услуг, местоположении точки и времени ее работы.
4. Политическая реклама – имеет тенденцию концентрироваться больше на создании образа политика, чем на спорных вопросах, касающихся соперничества кандидатов.
5. Реклама в справочниках (как и где приобрести продукцию, услуги).
6. Реклама с непосредственным откликом стимулирует прямую продажу по заказу, может использовать любую рекламную среду.
7. Деловая реклама содержит ясный технически насыщенный текст и иллюстрации, размещается в специализированных изданиях, направлена на специалистов, руководство, профессионалов в данной сфере.
8. Институциональная (корпоративная) реклама направлена на создание узнаваемости корпорации и привлечение внимания общественности.
9. Социальная реклама пропагандирует какое-то позитивное явление, создается и распространяется на некоммерческой основе.
10. Интерактивная реклама (ИНТЕРНЕТ) потребитель может откликнуться на рекламу, модифицировать ее, развернуть или не обращать внимания.
Реклама выполняет следующие функции:
1. Информирование о марке или товаре – реклама часто содержит актуальные сведения о товаре, помогающие при покупке, а не подробную информацию о товаре.
2. Побуждение к действию – реклама помогает потребителю переключиться на новую марку или товар, представляя свои доводы с помощью различных средств.
3. Напоминание и подкрепление.
Пять участников мира рекламы: рекламодатель, рекламные агентства, СМИ, посредники, целевая аудитория.
Коммуникационные характеристики рекламы:
8 Неличный характер.
9 Односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю.
10 Неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы.
11 Общественный характер.
12 В рекламном объявлении четко определен рекламодатель.