Системы PLM появились примерно 20 лет назад, но вскоре возникла необходимость отделить автоматизацию процессов проектирования и подготовки производства (CAD/САМ) от управления информацией, сопровождающей изделия. Тогда появилось самостоятельное от CAD/САМ направление Product Data Management (PDM), т. е. управление данными о продуктах, которое было связано с документооборотом конструкторской и технологической документации. Программное обеспечение PDM применялось на уровне конструкторских и технологических подразделений, не выходя на корпоративный уровень. Сегодня ситуация изменяется и данные PLM-систем требуются всему топ-менеджменту предприятия, a new PLM можно разделить на три взаимосвязанных составляющие управления жизненным циклом:
- жизненный цикл определения изделий (интеллектуальные активы предприятия);
- жизненный цикл производства (материальные активы предприятия);
- жизненный цикл операционной поддержки.
Эти циклы представляются тремя спиралями. Первичным является жизненный цикл управления интеллектуальными активами, который начинается с оценки пользовательских требований, выработки концепции продукта, а завершается, когда предприятие полностью отказывается от продукта, в том числе и от его сервисной поддержки. За ним следует второй цикл - производственный, который включает все, что связано с выпуском и распределением готовой продукции. Основными приложениями, реализующими функции этого цикла, являются системы управления ресурсами предприятия (ERP). И, наконец, внешний, операционный цикл поддерживают системы управления финансами, кадрами, взаимоотношениями с клиентами и др. (CRM, SCM и др.).
Исходя из этого, просматриваются основные составляющие концепции new PLM. Это возможность универсального, безопасного и управляемого доступа и использования информации о продукте, обеспечение ее целостности на протяжении всего жизненного цикла, а также управление соответствующими бизнес-процессами.
Преимущества PLM-систем:
- экономия затрат на разработку и быстрый вывод новой продукции на рынок (например, использование PLM-системы ENOVIA в одном из проектов позволило сэкономить $1 млрд., а цикл вывода нового продукта на рынок сократился с 72 до 16 недель);
- включение клиента в процесс создания продукта с начальных стадий;
- совершенствование характеристик разрабатываемого продукта и его повышение качества, обнаружение недостатков на ранних стадиях;
- увязка проектирования и производственных процессов;
- учет и использование опыта ранее выполненных проектов;
- реализация модели «виртуального предприятия»;
- управление проектами разработки и технологической подготовки производства новой продукции;
- повышение качества продукции;
- улучшение взаимодействия с поставщиками и потребителями.
26. Использование САПР в проектировании и производстве сервисного продукта. ?