В современных условиях, кроме требований к качеству выпускаемой продукции, добавляется еще и необходимость сокращения времени выхода ее на рынок при одновременном удовлетворении индивидуальных потребностей клиентов (как ни как провозглашена эпоха Потребителя).
Сегодня для крупных производителей «виртуальное предприятие» - уже настоящая реальностью. Они сосредотачиваются на выработке концепции и проектирования продукции, а все остальное: от разработки до сборки - передают в аутсорсинг другим предприятиям. Но для контроля и интеграции всех процессов необходимы технологии, объединяющие и автоматизирующие все этапы жизненного цикла продукта.
К числу таких технологий относится PLM (Product Lifecycle Management - управление жизненным циклом продукта). PLM - это набор программных компонентов обеспечения коммуникаций, интеграции модулей автоматизированного проектирования и визуализации, а также других решений, охватывающих полный жизненный цикл продукта. Решения класса PLM призваны объединить всех участников, обеспечивающих жизненный цикл как внутри предприятия-производителя, так и вне его, в том числе поставщиков, клиентов и сервисных центров.
Хранилище PLM позволяет производителю сохранить опыт, накопленный на предыдущих проектах, значительно упростить контроль за актуальностью информации, идентифицировать ошибки и избежать перепроектирования (по оценкам компании Aberdeen, не менее 70 % затрат на производство и сопровождение продукции приходится на этап проектирования).
PLM-система способна предоставить пользователю информацию в форме, соответствующей выполняемым функциям в жизненном цикле создаваемого продукта: трехмерные модели, схематические диаграммы, инженерные спецификации, календарные планы или прогнозы на основе анализа требований рынка. Конструктор будет работать в привычной ему среде САПР, а сотрудник маркетингового подразделения сможет получить из системы представление трехмерной сборки, пригодное для размещения в рекламных материалах.
С помощью информации, которую интегрирует PLM-система, даже не обладая специальными техническими знаниями сотрудники отдела закупок смогут выполнять поиск нужных деталей и выбирать оптимальные каналы поставки по сведениям, поступающим из конструкторских подразделений.
Знания о том, какие проблемы вызывает техническое сопровождение готовой продукции, ее гарантийное или послегарантийное обслуживание, могут серьезно повлиять на последующие проекты компании. Если производитель имеет возможность получить такие данные, проанализировать их и реализовать в следующих проектах те характеристики, которые позволят избежать аналогичных проблем для нового изделия, то он не только сэкономит на послепродажном обслуживании, а сделает продукт, который лучше удовлетворит запросы требовательных клиентов.
С помощью PLM клиенты получают возможность представлять свои требования по улучшению продукта или связанные с ремонтом претензии, которые будут непосредственно учтены конструкторами при проектировании следующей версии продукции.
Таким образом, технология PLM обеспечивает стратегический подход к бизнесу, предлагающий непрерывный набор бизнес-решений, который поддерживает коллективный режим создания, управления, распределения и использования продуктов. Кроме того, PLM поддерживает «расширенное представление о предприятии» среди клиентов и партнеров, способствует интеграции людей, процессов, систем и информации.