В конце 1990-х гг. и в начале XXI века «Бомбардье» продолжала стратегию наращивания своих активов путем приобретений. В 1998 г. было создано корпоративное подразделение Бомбардье Интернейшонал для поиска и реализации возможностей развития за пределами традиционных регионов - Северной Америки и Западной Европы. Так, в конце 1998 г. Бомбардье и Power Corporation of Canada создали совместное предприятие с китайской фирмой для производства вагонов и локомотивов в Китае.
1 февраля 1999 г. Лоран Бодуэн покинул должность генерального директора Бомбардье Инк., сохранив за собой должность Председателя Совета Директоров. Роберт Браун занял пост генерального директора. Под его руководством Бомбардье произвел крупнейшую покупку в своей истории - в августе 2000 г. было подписано соглашение между Бомбардье и ДаймлерКрайслер АГ о приобретении дочерней компании ДаймлерКрайслер Рэйл Система ГмбХ (Adtranz). На момент продажи Адтранц имел 22 тыс. Сотрудников, производственные мощности в 19 странах. Его объем продаж составил в 1999 г. 3.4 млрд. амер. долларов. Сделка была завершена в мае 2001 г.
Одновременно, Бомбардье продолжал активные покупки в двух других своих традиционных сегментах - авиации и рекреационных продуктах. При этом в сфере авиации Бомбардье отступил от политики приобретения производственных мощностей в пользу более широкой диверсификации. Так, были приобретены городской аэропорт Бэлфаста и компания Skyjet.com, специализировавшаяся в резервировании авиабилетов через Интернет.
В конце 2001 г. мировая авиационная промышленность вошла в ступор, продажи и заказы на производимую Бомбардье авиационную технику упали. В конце 2002 г. Роберт Браун покинул пост генерального директора Бомбардье Инк. Его преемник, Поль Теллье, выдвинул в апреле 2003 г. комплексный план реструктуризации корпорации. Согласно данному плану, предполагалось продать группу рекреационных продуктов - бизнес, с которого началась история корпорации «Бомбардье», оборонные услуги, а также аэропорт Бэлфаста.
Группа рекреационных продуктов была приобретена консорциумом, составленным из членов семьи Бомбардье при участии канадских институциональных инвесторов. Подразделение оборонных услуг было продано дочернему предприятию американской корпорации L-3 Communications Corporation. Аэропорт Бэлфаста был продан испанской компании Ferrovial. Подразделение Бомбардье Капитал было продано одной из компании корпорации Дженерал Электрик.
В результате, в течение 2003 года были получены 2,5 млрд. долларов, которые пошли на укрепление финансового положения корпорации Бомбардье.
Одновременно происходило укрепление транспортного направления деятельности. В апреле 2003 г. Бомбардье получил самый крупный в своей истории контракт - на 7,9 млрд. долларов на поставку подвижного состава, оборудования сигнализации, а также на руководство проектом модернизации Лондонского метро.
Несмотря на успешное выполнение программы реструктуризации, под давлением акционеров Поль Теллье покинул в конце 2004 г. пост генерального директора корпорации Бомбардье Инк. Лоран Бодуэн вернулся к обязанностям генерального директора и председателя Совета Директоров.
Вопросы
1. Под влиянием каких факторов (обстоятельств) складывалась структура бизнеса фирмы «Бомбардье»? Охарактеризуйте основные этапы развития и стратегические решения.
2. В чем причина успеха «Бомбардье» (в терминах корневых компетенций и ключевых факторов успеха)?
3. Какие выводы из опыта этой фирмы можно сделать для методологии и организации стратегического менеджмента?