Говоря о стратегии предприятия, как правило подразумевают единую политику по достижению поставленной стратегической цели. В качестве общей стратегической цели может быть повышение прибыльности предприятия, расширение доли рынка и т.д. Для достижения стратегической цели необходимо устанавливать цели более низкого уровня, которые должны выступать своего рода средствами реализации целей более высокого уровня.
Такие цели могут устанавливаться исходя из проведенного комплексного анализа, направленного на изучение как внешнего, так и внутреннего окружения предприятия. Поскольку SWOT-анализ выявляет угрозы и возможности внешней среды и сильные и слабые стороны предприятия, то устанавливать цели, возможно исходя из результатов этого анализа. Таким образом целями предприятия могут быть использование возможностей и устранение угроз внешней среды, а также сохранение сильных и ликвидация слабых сторон самого предприятия.
В соответствие с поставленными целями должны быть продуманы возможные варианты их достижений, то есть предложены альтернативные стратегии направленые на достижение общей стратегической цели.
Исходя из этого, стратегия предприятия может состоять из следующих четырех направлений его деятельности:
1. Стратегия использования возможностей внешней среды: если перед предприятием открываются потенциальные возможности, оно должно разработать план их реализации, иначе, если эти возможности будут реализованы конкурентами, они могут превратиться для него в угрозы.
2. Стратегия устранения угроз внешней среды: при должном обращении внимания на внешние угрозы, при разработке и реализации плана их устранения, предприятие может превратить их в потенциальные возможности или, как минимум, стабилизировать свое положение и быть готовым к сюрпризам внешней среды.
3. Стратегия сохранения, укрепления и использования сильных сторон предприятия: если предприятие имеет сильные стороны, то оно должно их не только сохранить, но и использовать. Только использованные сильные стороны предприятия представляют для него какую-либо ценность. Если же не использовать свои силы во благо для себя, то они могут превратиться в слабости.
4. Стратегия ликвидации слабых сторон предприятия: слабые стороны предприятия при уделении им недостаточного внимания могут превратиться в «бомбу замедленного действия», которая может неожиданно взорваться в самый неподходящий для предприятия момент и свести на нет результат всей его деятельности.
В рамках каждого из четырех направлений необходимо разработать альтернативные стратегии по достижению каждой отдельно взятой цели. При этом сохраняется принцип: результатом реализации стратегии является достижение поставленной стратегической цели.
Порядок выполнения задания:
Каждой подгруппе, исходя из результатов проведенного SWOT-анализа, необходимо сформировать портфель стратегических альтернатив. Процесс формирования портфеля стратегических альтернатив может включать в себя следующие этапы:
· формирование альтернатив использования возможностей;
· формирование альтернатив устранения угроз внешней среды;
· формирование альтернатив сохранения и использования сильных сторон предприятия;
· формирование альтернатив устранения слабых сторон предприятия;
· анализ портфеля стратегических альтернатив.
Первые четыре этапа направлены на разработку и формирование портфеля стратегических альтернатив. Пятый этап является заключительным и представляет собой оценку сформированного портфеля.
Результаты первых четырех этапов разработки стратегических альтернатив могут быть представлены в виде таблицы 4.