Стратегия является основной направляющей силой компании. Она указывает, в каком направлении нужно двигаться компании, чтобы достигнуть поставленных целей. Для решения стратегических задач необходимо выделение и фактическое наличие различного рода ресурсов, потребность в которых и их объемы определяются в процессе бюджетирования. В этом случае бюджет становится действенным инструментом повышения эффективности производства и ориентируется на реализацию стратегий предприятия.
Стратегия - это долгосрочная целевая концепция, формирующая направления развития предприятия и определяющая распределение ресурсов между ними. Она не может быть реализована, если не подкреплена соответствующими ресурсами, в том числе денежными. Денежные и натуральные показатели распределения ресурсов и находят выражение в бюджете.
Цель стратегического бюджетирования— адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, создание потенциала рентабельности на перспективу.
Задачи стратегического бюджетирования: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в научно-технической, экономической и социальной областях; предвидеть опасности и новые возможности; выработать стратегию фирмы, позволяющую справиться с опасностями и использовать возникающие возможности.
Одним из наиболее эффективных инструментов определения показателей стратегического бюджета и прежде всего таких его частей, как инвестиционный и финансовый бюджеты является SWOT – анализ. Формирование этих бюджетов в результате данного анализа учитывает внутренние и внешние факторы, влияющие на будущее компании.
Таким образом, в зависимости от размера ресурсов, которыми располагает предприятие, оно выбирает соответствующее направление развития, а вместе с ним и возможности достижения поставленных целей. При дефиците ресурсов разрыв между поставленными целями и ожидаемым уровнем их достижения будет значительным. Построение бюджетов позволяет количественно сопоставить требуемые затраты со сроками выхода на целевые уровни показателей. Это самый "бюджетоемкий" этап формирования стратегии.