Масштабы слияний и поглощений в современном бизнесе огромны. Подавляющее большинство слияний направлено на увеличение рыночной стоимости компании. Речь идет о финансовой синергии, т.е. когда сумма стоимостей каждой из сливаемых компаний меньше, чем стоимость новой компании. Этот эффект может возникать из четырех источников:
- снижение операционных издержек за счет эффекта масштаба;
- снижение финансовых рисков;
- увеличение эффективности менеджмента;
- улучшение положения на рынке.
Стимулом для слияния может быть также потенциальная возможность снижения налоговых платежей.
Процесс слияний охватывает не только производственную сферу, но и развит в сфере финансов. Различают следующие типы слияний и поглощений:
- вертикальные, когда поглощается поставщик или потребитель;
- горизонтальные, когда поглощается конкурент;
- с целью развития продукта, когда поглощается фирма с целью создания единого комплекта продуктов;
- с целью расширения рынка, когда поглощается родственная фирма, работающая на другом рынке;
- направленные на создание конгломератов, т.е. комбинаций, не связанных между собой стратегическими целями.
Слияния могут осуществляться с обоюдного согласия обеих компаний. Однако возможна и другая ситуация – захвата вопреки целям и решениям присоединяемой компании. Существует три способа для одной компании приобрести другую.
- слияние в одну копанию с согласия акционеров. В этом случае приобретающая компания берет на себя все активы и пассивы приобретаемой компании. При этом приобретаемая компания прекращает свое существование;
- приобретение акций или ценных бумаг поглощаемой компании на рынке;
- приобретение активов присоединяемой компании.
Важным моментом при этом является участие менеджмента присоединяемой компании в проведении сделки. Если менеджмент компании неэффективен, то это сказывается на цене акций. Она ниже, чем могла бы быть. Возникает ситуация появления на рынке недооцененных акций. Если какая-то другая команда менеджеров увидит это, то они получают возможность приобрести акции по заниженной цене. Цена поднимается только в результате смены менеджмента компании. Совет директоров, представляющий интересы акционеров, может не видеть неэффективность управления или иметь другие причины не менять менеджмент. Тогда и возникает ситуация возможного захвата со стороны другой команды менеджеров.