Вертикальная интеграция возникает в цепочке поставщик – производитель – потребитель в том случае, когда производитель продукции в той или иной форме сращивает производство с каким-либо поставщиком сырья и материалов или с каким-либо потребителем своей продукции.
Вертикальная интеграция имеет следующие выгоды:
- согласование производственных процессов и экономии на операционных издержках;
- преимущественный доступ к сырью и материалам в случае интеграции с поставщиком, что снижает риски взаимодействия с поставщиками;
- доступ к регулированию спроса в случае интеграции с потребителем продукции;
- более широкий контроль элементов создания цепочки ценности продукта, прежде всего качества;
- доступ к более выгодному бизнесу, если отрасль поставщика или потребителя более привлекательна;
- в некоторых случаях вертикальная интеграция открывает доступ к новым технологиям, сетям продвижения товара на рынок и т.д.
Вместе с тем вертикальная интеграция имеет недостатки:
- возникновение дополнительных операционных издержек из-за увеличившейся сложности бизнеса;
- интегрированные фирмы могут быть менее чувствительны к изменениям цены на рынке, иметь слабый контроль издержек, что, в конце концов, ведет к снижению конкурентоспособности;
- возникает проблема внутренних цен;
- снижает гибкость компании.
Реализация стратегии вертикальной интеграции связана с решением проблем слияния и поглощения компаний.