Предположим, что на рынке доминируют две компании. Если эти компании примут соглашение о координации ценовой политики на рынке, то возникает проблема монополизации рынка. Обе компании получат возможность продавать свою продукцию или услуги по более высоким ценам. Во многих странах такой явный сговор запрещен. Однако можно представить, что обе компании могут отказаться от конкуренции друг с другом и начать ориентироваться на сложившийся паритет на рынке, не договариваясь об этом открыто, а предсказывая действия друг друга и приспосабливаясь к ним, так, чтобы достигать взаимной выгоды. В этом, собственно, и состоит суть стратегии адаптивной операции. Такая ситуация возможна в отраслях, где оперирует небольшое число компаний, сложившиеся рыночные доли и существует некоторое рыночное равновесие. При этом продукт и издержки однородны. Обычно такая ситуация возникает, когда в данной отрасли высокие барьеры вхождения. Иными словами, стратегия адаптивной кооперации возникает тогда, когда компании вместо прямой конкуренции друг с другом начинают подстраиваться к действиям друг друга.
Реализация такой стратегии возможна, если компания поддерживает высокий уровень эффективности. Поскольку если эффективность в одной из фирм начинает снижаться, то другие компании от стратегии адаптивной кооперации могут перейти к конкурентным стратегиям и вытеснить эту компанию с рынка.