В ходе оценки общей конкурентного статуса фирмы осущ-ся будущей стратегии на основании сравнения с действующей. Производится оценка стратегичекого норматива, как одно из соотавляющих общего показателя КСФ. Конкур стат фирмы (КСФ) =ур-нь страт капвлож (Si) * страт норматив (Sn) *норматив возможностей (Po)
Стратегичекий норматив(Sn) = Sf /So , где
Sf - действующая стартегия, So - оптимальная будущая стратегия.
Процедура оценки стратегич норматива состоит из след этапов:
1. Формулируется действующая стратегия фирмы и опр-ся факторы, её хар-ие.
Возможные стратегии:
- рост компании вместе с рыноком;
- расширение границ рынка и расширение присутствия на рынке ( господство на рынке или небольшая доля рынка)
- горизонтальная и вертикальная вперёд
- движение за лидером
- дифференциация товара или её отсутствие
- старый товар - старый рынок
- новый товар - старый рынок
- новый товар - новый рынок
2. Опр-ся факторы успеха буд стра-ии т.е. те факторы, кот принесут успех в ближайшие годы. При этом исп-ся факторы, используемые при оценке изменений в прогнозируемом росте СЗХ и её рентабельности
·темпы роста соответств сектора эк-ки
·степень устарения прод-ции
·степ обновления прод-ии/технологии
·НИОКР
·возможности компании по производству
·возможности компании по мар-гу
·возможности компании по финансам
·возможности компании по общему управлению
·гос-ое регулирование роста
·гос регулирование издержек
·ур-нь насыщения спроса
·общая приемлимость прод-ии
·прирост числ потребителей дан сектора эк-ки
·динамика геогрфич расширения рынков
·неблагоприятные факторы для роста
·благоприятные факторы для роста и др.
3. С учётом факторов, выделенных в процессе реализации шага 2 сотавляются модели нескольких страт, кот могут иметь успех в перспективе. Между различными составляющими страт сущ-ет логич связь, напр: фирма не может рассчитывать на доминирующее положение на рынке, если она проводит пассивную пол-ку роста следуя за общим расширением рынка.
4. Из возможных успешных стратегий выбирают ту, которая ближе всего к действующей. Эта стат считается оптимальной моделью буд стратегии фирмы.
5. Каждый фактор оптимальной модели сравнивают с соответствующим фактором действующей стратегии и степень их соответствия оценивают в баллах. Обычно используется шкала от 0 до 1. Если в действующей стратегии нет фактора, присутствующей в оптимальной модели, то данный фактор получает оценку 0, если же указанный фактор полностью соответствует аналогичному в действующей стартегии, то он оценивается 1.
6. Полученный при реализации шага 5 баллы суммируются и делятся на общее число факторов оптимальной модели (находится средняя арифметическая) - результат соотвествует стратегическому нормативу.