Конкурентный статус фирмы определяется как рентабильность страт-их кап-ых вложений с учётом оптимальности страт-ии фирмы и степени соответствия потенциала фирмы этой оптимальной стратегии. (Конкур стат фирмы=ур-нь страт капвлож * страт норматив*норматив возможностей)
Для оценки потенциала фирмы производится сопоставление существующего потенциала компании Сf и будущего потенциала Co (того, который необходим для реализации будущей стратегии), оптимального с т.з. стратегии. = т.о. получается норматив возможностей Ро
Po = Сf /Со
Рассматривая хар-ки потенциала возможностей фирмы следует исходить из того, успешность страт зависит от того, насколько сама фирма распологает необходимыми возможностями для её реализации.
Процедура анализа осущ-ся по следующей схеме:
1. Формулируется действующая стратегия фирмы и опр-ся факторы, её хар-ие.
Возможные стратегии:
- рост компании вместе с рыноком;
- расширение границ рынка и расширение присутствия на рынке ( господство на рынке или небольшая доля рынка)
- горизонтальная и вертикальная вперёд
- движение за лидером
- дифференциация товара или её отсутствие
- старый товар - старый рынок
- новый товар - старый рынок
- новый товар - новый рынок
2. Опр-ся факторы успеха буд стра-ии т.е. те факторы, кот принисут успех в ближайшие годы. При этом исп-ся факторы, используемые при оценке изменений в прогнозируемом росте СЗХ и её рентабельности
·темпы роста соответств сектора эк-ки
·степень устарения прод-ции
·степ обновления прод-ии/технологии
·НИОКР
·возможности компании по производству
·возможности компании по мар-гу
·возможности компании по финансам
·возможности компании по общему управлению
·гос-ое регулирование роста
·гос регулирование издержек
·ур-нь насыщения спроса
·общая приемлимость прод-ии
·прирост числ потребителей дан сектора эк-ки
·динамика геогрфич расширения рынков
·неблагоприятные факторы для роста
·благоприятные факторы для роста и др.
3. С учётом факторов, выделенных в процессе реализации шага 2 сотавляются модели нескольких страт, кот могут иметь успех в перспективе. Между различными составляющими страт сущ-ет логич связь, напр: фирма не может рассчитывать на доминирующее положение на рынке, если она проводит пассивную пол-ку роста следуя за общим расширением рынка.
4. Из возможных успешных стратегий выбирают ту, которая ближе всего к действующей. Эта страт считается оптимальной моделью буд стратегии фирмы.
5. Каждый фактор оптимальной модели сравнивают с соответствующим фактором действующей стратегии и степень их соответствия оценивают в баллах. Обычно используется шкала от 0 до 1. Если в действующей стратегии нет фактора, присутствующей в оптимальной модели, то данный фактор получает оценку 0, если же указанный фактор полностью соответствует аналогичному в действующей стратегии, то он оценивается 1.
6. Полученный при реализации шага 5 баллы суммируются и делятся на общее число факторов оптимальной модели (находится средняя арифметическая) - результат соответствует нормативу возможностей.