SWOT- анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (её силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз. Strengths, weaknesses, opportunities, threats.
Ый этап - таблица “Сила-слабость»
Потенциально сильные стороны: наличие финансовых ресурсов; хорошая репутация; низкие издержки; наличие технологий, защищённых правом собственности; хорошо организованная реклама; отлаженная система обновления продукции и т.д.
Потенциально слабые стороны: отсутствие чёткой стратегии; устаревшие производственные мощности; недостаток навыков и таланта управления у руководства фирмы; отставание в области НИОКР; плохо организованная система сбыта; недостаток финансовых ресурсов; узкая номенклатура выпускаемой продукции.
Второй этап - таблица «Возможности-угрозы»
Рыночные возможности: способность обслуживать дополнительные группы клиентов; выходить на новые рынки; расширять ассортимент выпускаемой продукции; использовать навыки и ноу-хау; осуществлять вертикальную интеграцию (вперёд или назад); слабые позиции фирм-конкурентов.
Угрозы: появление более дешёвых технологий; внедрение конкурентом нового усовершенствованного продукта; выход на рынок новых конкурентов с низкими издержками; неблагоприятная политика гос регулирования; возможность поглощения более крупной фирмой; неблагоприятные изменения курсов иновалют; полит перемены в стране.
Важно помнить: интересы отрасли и интересы компании – это не всегда одно и то же! Не каждая фирма имеет достаточно хорошие позиции, чтобы использовать все сущ-е в отрасли возмож-ти –некоторые компании более конкурентоспособные, некоторые наоборот.
Третий этап – матрица SWOT:
4-ый этап:
Оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии фирмы. Анализируя возможности, оценивают вероятность использования возможности или реализации угрозы. Основной метод при проведении данного исследования явл-ся метод экспертных оценок.
SWOT-анализ очень похож на составление «стратегического баланса»: сильные стороны- это активы компании в конкурент борьбе, а слабые стороны-пассивы. Важно то, насколько сильн стор превышают слаб (соотношение 50:50 нежелательно).
При разработке стратегии необходимо нацелить её на использование перспектив, в соответствующих возмож-м компании и обеспечение защиты от внеш угроз. Неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется конкурент; предотвращённая угроза может открыть перед фирмой дополнит возмож-ти, усилить её позиции, если конкуренты не смогли эту угрозу устранить.
При составлении стратегии важно ответить на глав вопросы:
1.имеет ли компания к-л сильные стор или достоин-ва?
2.делают ли слаб стор компании уязвимой её в конкурентной борьбе? Какие слаб стороны необходимо устранить!
3.Какие возмож-ти может использовать компания со своими ресурсами и опытом, и какие возмож-ти явл-ся наилучшими (возмож-ти, кот нельзя реализовать –иллюзии)
4.каких угроз надо больше всего опасаться и что надо изменить, чтобы обеспечить надёж защиту
Если руков-во компании не знает её сильных и слаб сторон, внеш возмож-й и угроз, оно не может разработать стратегию, соответствующую положению фирмы.