СЗХ (стратегическая зона хозяйствования) – отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет или хочет получить выход.
Сегмент рынка- это совокупность потребителей, характеризующаяся однотипной реакцие на предлагаемый продукт или комплекс маркетинга СЗХ–характеризуется как определенным видом спроса; так и определенной технологией (в настоящее время существует потребность в хранении больших объемов информации, данная потребность удовлетворялась производством магнитных дисков).
В первой половине нашего столетия все фирмы ориентировали свою деятельность только на ближайшую перспективу роста, а их конкретные установки различались лишь по темпам роста. В первой половине века фирма чаще всего единовременно занималась решением только одной задачи. Сейчас, когда обстановка меняется стремительно, такое постепенное переключение внимания стало опасным.
6 конкретных ориентиров, которым должен удовлетворять набор СЗХ: 1. Краткосрочные перспективы роста. 2. Долгосрочные перспективы роста. 3. Краткосрочная рентабельность. 4. Долгосрочная рентабельность. 5. Стратегическая гибкость. 6. Синергизм.
Если фирме приходится преследовать множественные цели, она расставляет приоритеты. Как только установлены ориентиры, приоритеты и контрольные показатели, можно управлять набором при помощи следующих операций:
1. Балансирование набора по фазам жизненных циклов .
2. Устанавливается гибкость и ориентиры синергизма
3. Если это необходимо или желательно, устанавливаются социальные ориентиры.
4. Проверка соответствия набора ориентирам и контрольным показателям
Набору выставляются баллы по каждому ориентиру за соответствие контрольным показателям. По ориентирам роста и рентабельности можно воспользоваться обычными экономическими показателями и затем перевести их в баллы (шкала от 0 до 10). По ориентирам гибкости и синергизма можно использовать экспертную оценку, выразив ее в баллах от 0 до 10.