СЗХ– представляет собой сегмент окружения, на который фирма имеет или хочет получить выход. Это одно из ключевых понятий анализа окружения фирмы (вне связи с самой фирмой) с точки зрения отдельных тенденций развития, возможностей, угроз, определяемых состоянием окружающей фирмы среды. Результатом такого исследования является оценка перспективности и привлекательности ЗХ как для фирмы, так и для ее конкурентов, а также перспективы развития и возможности.
Понятие СЗХ не идентично понятию сегмента рынка. Сегмент рынка– группа потребителей, одинаково реагирующих на тот или иной товар или способ маркетингового воздействия. СЗХимеет определенный вид спроса и технологию. При выделении СЗХсперва выделяется потребность, которую надо удовлетворить, потом технология (каким путем и с помощью чего будет удовлетворена потребность), а на третьем этапе происходит выбор группы потребителей, с которой фирма собирается работать.
При анализе СЗХоценивается перспективы роста данной СЗХ, темпы роста и особенности жизненного цикла спроса, перспективы рентабельности СЗХ, ее ожидаемый уровень нестабильности и факторы успешной конкуренции в будущем.
Зоны стратегч. рес-ов.Выделение ЗСР в ресурсных потребностях фирмы является неотъемлемой частью ресурсной стратегии фирмы. ЗСР представляет собой широкое понятия зоны как природных, так электро-, финансовых, людских и др. ресурсов фирмы. Понятие ЗСР особо актуально в условиях ограниченности ресурсов. В узком смысле ЗСР представляет собой индивидуальные для каждой фирмы стратегические ресурсы.
Группы стратегического влияния.С тех пор как предприятия стали рассматриать себя как открытую систему, одним из ключевых и решающих для него стала проблема отношений с обществом: потребителем, общественными орг-циями, СМИ, правительствами, широкой публикой. Образ, имидж фирмы в глазах публики сказывается на результатах коммерч. деят-ти фирмы.
Все больше растет влияние на фирму различных внутренних групп самого предприятия: рабочих, служащих, управляющих и т.д. Возникает необходимость разработки стратегии общения с общ-вом, где целесообразным является выделение отдельных групп стратегич. влияния, анализ социально-политических влияний.