Одним из недостатков стратегического планирования является то, что данный вид управления не учитывает возможностей самой фирмы по реализации тех или иных стратегий. Вследствие чего в любом случае у руководителей фирмы возникает необходимость в проверке (оценке) стратегии на осуществимость. Однако, оценка ресурсов производится только после проведения стратегического анализа и грозит возможностью повторения большого количества работ, при условии отклонения стратегии.
Управление посредством выбора стратегических позиций представляет собой управление, при котором планирование стратегии фирмы осуществляется одновременно с планированием возможностей (ресурсов) фирмы. Это позволяет отсеивать заранее неосуществимые стратегии уже на раннем этапе и отбирать те из них, реализация которых наиболее вероятна. Кроме того, при выполнении стратегии фирмы одновременно с действиями направленными на улучшение конкурентной позиции фирмы развивается и ее ресурсная база.
В условиях внешней нестабильности уровня возможен ряд стратегий, обеспечивающих успех. Но успех организации во внешней среде будет зависеть от ее внутренних организационных возможностей. Соответственно, при изменении внешней среды возможности фирмы также должны измениться.
Существуют две взаимодополняющие группы организ.возможностей: функциональные (НИОКР, маркетинг, производство и др.) и общеуправленческие. Функциональные - для выбора соответствующей стратегии при данном подходе анализируются следующие факторы: степень изменчивости среды; агрессивность стратегии фирмы; функциональный потенциал фирмы. Уровень изменений, стратегическая агрессивность и профиль возможностей должны определяться отдельно для каждой СЗХ.
Общеуправленческие возможности основываются на пяти взаимосвязанных компонентах: 1.Квалификация и кругозор ведущих управляющих. 2.Общественный климат (культура отношений) внутри фирмы. 3.Структура власти. 4.Методы работы и организационная структура. 5.Умение общеуправленческого персонала вести организационную работу. Таким образом, усложняется подход к оценке конкурентных позиций, так как добавляется оценка возможностей фирмы.
Существует два существенных отличия стратегического планирования от управления посредством выбора стратегических позиций: 1.Дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии. 2.Систематическое преодоление сопротивления переменам в ходе реализации планируемой стратегии и планируемой смены организационных возможностей.
В принципе, для реализации успешного планирования на фирме целесообразно применять оба вида, сочетая в себе относительную простоту моделей стратегического анализа с одновременным определением возможностей фирмы. 7. Слабые сигналы и действия фирмы
Проблемы, выявляемые в ходе наблюдения за внешней обстановкой, по-разному обеспечены информацией. Одни настолько очевидны и конкретны, что фирма в состоянии дать оценку их значимости и принять соответствующие меры для решения. Назовем их проблемами, определяемыми по сильным сигналам.
О других проблемах известно лишь по слабым сигналам, ранним и неточным признакам наступления важных событий. Такие слабые сигналы со временем крепнут и превращаются в сильные.
Есть 5 уровней сигнала об опасности: 1.опасность осознается, 2.становится ясна, 3.принимает конкретные очертания, 4.определяются пути решения проблемы и 5.становятся предсказуемыми результаты намеченных контрмер. Вначале (уровень сигнала I) можно быть уверенным только в том, что внешняя среда готовит какие-то неожиданности. На уровне V известно уже настолько много, что можно подсчитать прибыли и убытки, как от возникшей ситуации, так и от намеченных контрмер. На уровне IV известно достаточно, чтобы принять конкретные меры в ответ на возникшую опасность или открывшуюся возможность, пусть даже фирма еще не в состоянии оценить финансовые последствия своих решений.
От уровня сигнала зависят действия. При уровне 1 компания наблюдает за внешней обстановкой и определяет силу сигнала. На уровне 2 – происходит снижение внешней стратегической уязвимости и повышение гибкости внутри фирмы. На уровне 3 добавляется Разработка подготовительных планов и осуществление предварительных мер. На уровнях 4 и 5 осуществляются планы практических мероприятий. По мере того, как сигналы набирают силу, поступает все больше информации для принятия активных контрмер. К тому времени, когда будет точно известна опасность или новая возможность, можно будет запустить в действие специальную программу, которая уменьшит уязвимость фирмы и придаст ее действиям необходимую гибкость
Когда уровень нестабильности находится в пределах значений 1,2,3, фирма еще может позволить себе дожидаться более сильного сигнала, так как у нее хватит времени подготовить решение к моменту, когда проблема назреет
Но при значениях нестабильности порядка 4 и 5, когда ситуация меняется быстро, фирма, дожидаясь сильного сигнала, может либо опоздать с решением, либо оказаться не в состоянии принять его в тот момент, когда возникшая проблема поставит интересы фирмы под удар. Поэтому при высоких уровнях нестабильности появляется необходимость готовить решение еще тогда, когда из внешней среды, поступают слабые сигналы.
Чтобы система получала информацию, должно быть налажено наблюдение, чувствительное к предупреждающим сигналам. Кроме того, общефирменное управление и другие подразделения фирмы должны выработать у себя положительное отношение к переменам, быть готовыми к принятию рискованных решений и уметь подходить к решению проблем, опираясь не на прошлый, а на новый, накапливаемый опыт.