1) Школа научного менеджмента (1885-1920, Ф. Тейлор): концентрация внимания на самом нижнем уровне организации: рабочем и его руководителе. Основной вопрос – как сделать работу наиболее эффективной. Основные принципы:
· признание необходимости научного подхода к управлению
· управление – определенная специальность
· ориентация на специализацию производства
· необходимость планирования и четкого графика работы
· каждая группа работников должна сосредоточиться на том, что делает лучше всего
· разработка системы оплаты труда и поощрений
· необходимость обучения
2) Классическая школа, или школа административного управления (1920-1950, А. Файоль, А.П. Слоун, Л. Урвик): необходимость формулирования целей организации; формулирование функций менеджмента – планирования, организации и контроля. Таким образом, управление есть универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов. Предложил 14 принципов управления. Важность специализации и корпоративного духа для эффективной работы организации. На основе положений школы научного менеджмента и классической школы М. Вебером была разработана механистическая модель организации (бюрократическое управление, организация – закрытая система, слабое влияние внешней среды, недостаточно учитывался человеческий фактор).
3) Школа человеческих отношений (1930-1950, Фоллет и Мэйо): впервые отмечена необходимость управлять межличностными отношениями в организации (на основе производственной психологии Мастенберга). Руководитель должен быть признанным лидером, управлять надо исходя из складывающейся ситуации. Э. Мэйо: «хотторнские эксперименты» позволили сделать вывод, что отношения внутри коллектива могут служить фактором повышения производительности. А. Маслоу сделал вывод о том, что мотивом поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности.
4) Школа поведенческих наук (1950-настоящее время, Аргирис, МакГрегор, Лайкерт, Портер): ориентация на налаживание межличностных связей в организации. Аргирис и МакГрегор: теория Х (все люди ленивы) и теория У (люди зрелые, имеют собственные мотивации, могут работать самостоятельно). Лайкерт – создание обстановки, в которой работник чувствует заинтересованность руководства в нем. Портер – соотношение управления и структуры организации. В результате Барнардом и др. была разработана концепция «неформальной организации» - организация есть коллектив, сформированный по принципу разделения труда, Дж. Марч и Х. Саймон – важнейший фактор производительности на предприятии – человек.
5) Кроме того, во второй половине 20 века развитие получили количественный подход к управлению, теория непредвиденных обстоятельств, усиление факторов внешней среды, что стало основой модели стратегического управления (организация – открытая система, необходимо учитывать все факторы, в том числе социально-этические, адаптация под ситуацию).
Эволюция управленческих систем основывается на повышении уровня нестабильности внешней среды, что снижает предсказуемость будущего:
· управление на основе контроля за исполнением (будущее – повторение прошлого; используются справочники, инструкции)
· управление на основе экстраполяции (будущее предсказуемо путем экстраполяции; составляются технические бюджеты, бюджеты капиталовложений, применяется целевое управление и долгосрочное планирование)
· управление на основе предвидения изменений (предсказуемы только проблемы и новые возможности, применяется стратегическое планирование и выбор стратегических позиций)
· управление на основе гибких экстренных решений (частично предсказуемы слабые сигналы из внешней среды, управление на основе ранжирования стратегических задач, управление по слабым сигналам, управление в условиях неожиданных событий)