С точки зрения формулировки миссия должна отвечать следующим требованиям:
1. Миссия должна отражать содержание фирмы с точки зрения ее основных товаров, услуг, рынков, технологий (вид предпринимательской деятельности).
2. Миссия должна показывать отношение фирмы с внешней средой.
3. Миссия должна отражать внутреннюю культуру организации.
Не рекомендуется включать в миссию компании упоминания о прибыльности фирмы. Рекомендуется поставить акцент на потребности общества.
Миссия не несет в себе конкретных параметров деятельности (сроки, цена, объемы). Для компании миссия не должна быть чрезмерно сложной.
Функции миссии компании следующие:
- миссия дает представление о компании субъектам внешней среды;
- миссия должна выполнить функции координации внутренних целей. Это предпо-лагает, что миссия должна быть известна, ясна и понятна для всех сотрудников. Сотрудники должны ориентировать свою деятельность с миссией фирмы.
Ф. Котлер считает, что миссия должна отражать пять основных факторов:
1. История компании (философия, стиль, принципы, действия…).
2. Существующий в компании стиль поведения собственников и управляющего пер-сонала.
3. Состояние внешней среды.
4. Ресурсы, которые могут быть приведены в действие, для достижения поставленных целей.
5. Отличительные особенности организации (конкурентное преимущество). 6.
Требования к определению целей в рамках стратегического планирования
Цели в рамках стратегии должны отвечать ряду требований:
- цели должны быть конкретными и измеряемыми (например, снижение текучести кадров на 20% за год);
- цели должны быть ориентированы во времени (сроки достижения). Долгосрочные цели должны в иерархии стоять выше;
- достижимость целей. Для этого анализируются достаточности собственных ресур-сов и благоприятствие со стороны внешней среды;
- цели должны быть совместимыми (взаимоподдерживающими). Например, рост компании – стабилизация проникновения на новые рынки – поддержание старых; максими-зация прибыли – увеличение доли рынка;
- цели должны быть гибкими (цель должна иметь базу для корректировки).
Цели могут быть:
1. Связанные с прибыльностью (определение объема продаж, доход на инвестиро-ванный капитал, размер дивидендов на одну акцию, отношение прибыли к объему продаж).
2. Связанные с рынками (положением компании на рынке):
- доля рынка (в стоимостном выражении или натуральном);
- доля рынка относительно конкурентов;
- степень захвата рыночной ниши.
3. Связанные с эффективностью (отношение результатов к затратам):
- производительность труда;
- материалоемкость;
- снижение издержек.
4. Связанные с продукцией:
- прибыльность отдельного товара;
- объем продаж отдельного изделия;
- параметры динамики ввода/снятия всех производимых товаров.
5. Цели, связанные с финансовыми ресурсами:
- деятельность по формированию структуры капитала;
- движение денежной наличности;
- оборот капитала;
- выплата дивидендов.
6. Цели, связанные с производственными мощностями:
- размер постоянных затрат (количество единиц техники).
7. Исследования и инновации:
- связанные с разработкой нового товара (за определенное время);
- размер затрат на НИОКР;
- сроки введения товара.
8. Связанные с построением организации:
- создание нового отдела;
- преобразование самой компании.
9. Цели, связанные с персоналом:
- качество и структура работников;
- повышение квалификации;
- качество работы персонала (трудовая дисциплина, текучесть кадров).
10. Цели по работе с покупателями:
- скорость обслуживания;
- количество жалоб.
11. Цели, связанные с социальной ответственностью компании:
- благотворительность;
- выполнение задач общенационального характера.
При анализе целевой функции следует проанализировать следующие интересы:
- позиция руководства компании. Рассматривают ценности руководства. Ценности – относительные значения, придаваемые явлениям, факторам и т.д. Руково-
дители в основном принимают решения на основе ценностей.
3. Политические (власть, общественное признание). Результат: расширение масштабов компании.
4. Социальные (здоровый творческий климат в организации, отсутствие конфликтов, социальная ответственность). Результат: построение определенного вида организации (пунк-ты целей 8-11).
5. Эстетические ценности (гармония, состав, форма, симметрия). Цели: дизайн товара, пункт целей (четвертый).