При разработке базовой стратегии целесообразно использовать матрицу МакКинси основанную на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и «силе» конкурентной позиции предприятия.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ
Высокая Средняя Низкая
С
И
Л
А
Б
И
З
Н
Е
С
А
Большая
Инвестиции и рост
Выборочный рост
Господствовать/отсрочить
Средняя
Выборочный рост
Зарабатывать/ защищаться
Снятие урожая, уход
Малая
Зарабатывать/ защищаться
Снятие урожая, уход
Снятие урожая, уход
Рисунок 3.5 - Матрица МакКинси
Представленный в работе анализ рынка металлопластиковых конструкций г. Чайковского показывает, что данный рынок, кроме высокой рентабельности и привлекательности, имеет высокие темпы развития - практически 10 % ежегодно.
Привлекательность рынка является одним из критериев при выборе базовой стратегии деятельности предприятия. Оценить привлекательность отрасли, выполнив следующие процедуры:
а) выбрать существенные критерии оценки (ключевые факторы успеха для данного отраслевого рынка;
б) присвоить вес каждому фактору, который отражает его значимость в системе корпоративных целей (сумма весов равна единице)
в) дать оценку рынка по каждому из выбранных критериев от единицы (непривлекательный) до пяти (очень привлекательный);
г) умножив вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем факторам, можно получить суммарную взвешенную оценку /рейтинг привлекательности рынка данной стратегической единицы бизнеса.
Таблица 3.6 - Оценка привлекательности рынка окон
Критерий
Вес
Оценка
Взвешенная оценка
Размер
0,2
2,0
Темп роста
0,2
2,0
Структура конкуренции
0,2
0,8
Отраслевая рентабельность
0,2
1,6
Чувствительность к инфляции
0,1
0,8
Энергоемкость
0,1
1,0
Взвешенная оценка
8,2
Взвешенная оценка составляет 6,8 баллов по 10-бальной системе, таким образом, отрасль обладает средней степенью привлекательности.
Привлекательность рынка является одним из критериев при выборе базовой стратегии деятельности предприятия. Другим фактором является степень конкурентных преимуществ организации.
Таблица 3.7 - Расчет конкурентных преимуществ ООО СФК «УралСтрой»
Критерии
Вес
Оценка
Взвешенная оценка
Доля рынка в г. Чайковском
0,2
0,4
Финансовая устойчивость
0,9
1,8
Уровень цен
0,2
0,4
Уровень качества продукции
0,1
0,7
Имидж фирмы
0,1
0,5
Уровень квалификации персонала
0,1
0,9
Приверженность потребителей
0,1
0,2
Итого
4,9
Таким образом, сила конкурентных преимуществ ООО «УралСтрой» составляет 4,9 балла по 10-балльной системе оценки, что можно оценивать как слабую конкурентную позицию.
Сопоставляя полученные данные, определяем, что базовой стратегией является стратегия «Зарабатывать и защищаться», направленная на продолжение деятельности в данной отрасли и активизацию конкурентной борьбы.
Одним из главных направлений этой стратегии является увеличение доли рынка и рост конкурентного преимущества. Для ООО «СФК «УралСтрой» в первую очередь необходимо изменение ценовой политики с ориентацией на обеспечение рентабельности производства и увеличение рыночной доли, а также изменение маркетинговой политики - с ориентацией на яркие PR –компании, привлечение новых инвесторов и заключения контрактов с ведущими строительными компаниями региона.