При выявлении стратегических проблем путем оперативного теста анализируются факторы, оказывающие влияние на текущую деятельность организации
Таблица 3.1 - Оперативная оценка организации
Показатели
Достигнутый уровень
Отличный
Средний
Низкий
1 .Объем продаж
Х
2. Производительность труда
Х
3. Маркетинг
Х
4.Себестоимость продаж
Х
5. Материальные запасы
Х
6. Денежные средства
Х
7. Финансовое состояние
Х
8. Трудовые ресурсы
Х
9. Мораль в коллективе
Х
10. Уровень управления
Х
Количество «X»
Умножить на
+ 10
- 10
Итого
-10
Всего по тесту
Таблица 3.2 - Стратегическая оценка организации
Показатели
Уровень
Отличный
Средний
Низкий
1. Рост доли рынка
Х
2. Развитие новых продуктов и/или услуг
Х
3. Качество продукции / услуг
Х
4. Невозможность новым конкурентам проникнуть на рынок
Х
5. Отсутствие продуктов-заменителей
Х
6. Видение управляющими будущего
Х
7. Консенсус среди управляющих
Х
8. Развитие технологии
Х
9. Внимание к потребителям и/или поставщикам
Х
10. Пространство для маневра, основанное финансовом положении
Х
Количество «X»
Умножить на
- 10
Итого
+ 40
- 30
Всего по тесту
Рисунок 3.1 - Матрица оперативного и стратегического состояния предприятия
Таблица 3.3 - Анализ среды косвенного (фонового) воздействия
Факторы
Тенденции
Стратегическое воздействие
Возможности (+)
Угрозы (-)
Социальные факторы
1. Уменьшение группы населения в возрасте 20-25 лет
- 1
2. Рабочая этика
Технология
1. Компьютеризация
2. Новая технология
Экономика
1. Рост (снижение) уровня безработицы
2. Текущая экономическая стабилизация
Политика
1. Рост значения законодательства
2. Ужесточение государственного контроля
Таблица 3.4 -Анализ среды прямого воздействия
Факторы воздействия
Стратегическое воздействие
Возможности
( + )
Угрозы (-)
Конкуренты
- 3
Поставщики
Потребители
Финансовые структуры
Таблица 3.5 - Оперативный анализ организации
Группа факторов
Факторы
Стратегическое
воздействие
Сила
Слабость
Маркетинг
Доля рынка и конкурентоспособность
Разнообразие и качество ассортимента
Рыночная демографическая статистика
Рыночные исследования и разработки
Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов
Финансы
Рентабельность производства
Рентабельность продаж
Состояние собственных и заемных средств
Финансовая устойчивость
Финансовая ликвидность
Производство
Качество продукции
Производственные мощности
Себестоимость производства
Система управления запасами
Состояние оперативно-производственного планирования
Система снабжения
Менеджмент
Компетентность в вопросах:
- организации и управления производством;
- маркетинговых;
- технических
Системы и процедуры
Видение
Согласие
Руководство
Управление временем
Планирование
Преемственность
Делегирование полномочий
Персонал
Способности
Мотивация
Текучесть кадров
Соответствие профессиональным требованиям
Культура и имидж
предприятия
Стиль поведения сотрудников
Средства наглядной демонстрации предприятия (фирменные знаки, оформление продукции, единообразные символы и краски и т. д.)
Коммуникации (стиль передачи информации о предприятии, информирование сотрудников и т. д.)
Таким образом, на основании проведенного анализа среды косвенного (фонового) воздействия, среды прямого воздействия и оперативного анализа организации можно сделать следующие выводы:
- наибольшие возможности для улучшения стратегического положения от изменений в среде косвенного (фонового) воздействия ООО «УралСтрой» имеет за счет роста рынка оконных конструкций;
- наибольшие угрозы для ухудшения стратегического положения предприятия исходят от возможности снижения темпов роста строительства и вхождения в отрасль предприятий- конкурентов.
- наиболее сильными сторонами предприятия являются степень подготовленности персонала, собственная производственная база и современное оборудование.
- слабыми сторонами предприятия являются слабый маркетинг и снижение рыночной доли.
Проведенный анализ среды, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.
Возможности
Угрозы
1. не менее 15 лет для полного удовлетворения спроса остекления в стране
1. возможность снижения темпов роста строительства
2. наиболее популярными являются металлопластиковые конструкции
2. вхождение в отрасль предприятий- конкурентов
3.Быстроразвивающийся, прибыльный рынок
3. нарастающая популярность деревянных окон
4. Необходимость ремонта и обновления окон в будущем.
5. Большое количество поставщиков на рынке
Сильные стороны
Поле "СИВ"
Поле "СИУ"
1. Современные технологии
2. Прекрасно обученный и квалифицированный персонал
3. Современное оборудование
4. Собственная техническая база
5. Ликвидность и платежеспособность
Слабые стороны
Поле "СЛВ"
Поле "СЛУ"
1. Слабый маркетинг
2. Снижение рыночной доли
3. Отсутствие свободных финансовых ресурсов
Рисунок 3.2 - Матрица SWOT
Таким образом, беря во внимание главные силы ООО «УралСтрой» - положительная динамика изменения финансовых ресурсов, квалифицированный персонал, значительный производственный потенциал,и учитывая возможности, появившиеся во внешней среде - экономический рост в строительстве и быстроразвивающийся, прибыльный рынок, действовать необходимо на поле «СИВ». То есть следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от тех возможностей, которые появились во внешней среде.
Для оценки возможности применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.
Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля "ВС", "ВУ" и "СС", имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля "СМ", "НУ" и "НМ", практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Вероятность
использования
возможности
Влияние
Сильное
Умеренное
Малое
Высокая
Поле ВС
темпы роста продаж в отрасли, по прогнозам, составят в 2013 2014 году 15-20%;
Поле ВУ
Необходимость ремонта и обновления окон в будущем
Поле ВМ
Средняя
Поле СС
не менее 15 лет для полного удовлетворения спроса остекления в стране
Поле СУ
наиболее популярными являются металлопластиковые конструкции
Поле СМ
Большое количество поставщиков на рынке
Низкая
Поле НС
Поле НУ
Поле НМ
Рисунок 3.3 - Матрица возможностей
Наибольшее значение для ООО «УралСтрой» во внешней среде – это развитие рынка окон в России.
Подобная матрица составляется и для оценки угроз. Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая)
Вероятность реализации угрозы
Возможные последствия
Разрушение
Критическое состояние
Тяжелое состояние
«Легкие ушибы»
Высокая
Поле ВР
Поле ВК
Поле ВТ
Высокая конкуренция, как со стороны местных, так и со стороны региональных фирм
Поле ВЛ
Средняя
Поле СР
Поле СК
Поле СТ
возможность снижения темпов роста строительства
Поле СЛ
нарастающая популярность деревянных окон
Низкая
Поле НР
Поле НК
Поле НТ
Поле НЛ
Рисунок 3.4 - Матрица угроз
Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Для ООО «УралСтрой» это в первую очередь появление новых конкурентов на местном рынке.
Определенную угрозу также таит в себе возможность снижения темпов роста строительства и нарастающая популярность деревянных окон (товар-заменитель).