Трудности анализа бизнес-среды: Разнообразие, скорость изменения, сложность.
Рис. 3.1. Оболочки бизнес-окружения
Для анализа макросреды можно использовать PESTEL – анализ: анализ политических, экономических, социальных, технологических, окружающих и законодательных условий (political, economic, social, technological, environmental and legal environments).
Некоторые специфические факторы могут действовать на организацию больше остальных. Важно идентифицировать эти структурные (сценарные) драйверы,
Так как будущее окружение может значительно отличаться от настоящего, может быть полезен механизм сценариев.
Следующий уровень рассмотрения – отрасль или группа сходных организаций. Здесь важно отметить тенденции слияния и объединения. Здесь же выделяется пять конкурентных сил и концепция гиперконкуренции.
Внутри отрасли можно выделить группы сходных между собой, но отличающихся от остальных организаций – стратегические группы.
Организации тесно связаны с каналами снабжения, распределения, местным сообществом, правительством и т.д. Для отражения этих – сетевых – взаимодействий вводится понятие организационных полей.
Для организации критически важны клиенты и следующий уровень – сегментация рынка, ценности клиента и жизненные циклы продукции.
Все это позволяет лучше представлять позиции организации, возможности и угрозы для организации, которые существуют во внешней среде.