Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Объекты контроля:
• исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;
• организация денежного обращения;
• использование кредитных ресурсов;
• состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
• предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:
• Счетная палата РФ;
• Центральный банк РФ (ЦБ РФ);
• Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);
• Государственный таможенный комитет РФ;
• Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;
• контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
• иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство финансов РФ– федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.
Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:
1) проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
2) контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
3) проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
4) организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Счетная палата РФ– постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Она создана для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.
Основные задачи счетной палаты:
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
·5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
6) контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
7) регулярное представление палатам Федерального Собрания РФ информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Виды деятельности Счетной палаты РФ:
• контрольно-ревизионная (организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; подготовка и представление в Совет Федерации и Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году);
• экспертно-аналитическая (экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ, подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ);
• информационная и др.
Федеральная налоговая службавыполняет следующие главные задачи:
1) выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
2) взимание налогов и сборов;
3) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
4) осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;
5) контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления гос.финансового контроля, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования гос.средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.
Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов, Счетной палаты, контрольных органов. Использование новых информационных технологий является фактором повышения совершенствования эффективности гос.фин.контроля.