Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления финансовых ресурсов в соответствующие фонды, правильности и эффективности их использования.
Целями финансового контроля является: обеспечение эффективности и законности финансовой хозяйственной деятельности, предупреждение расточительности и хозяйственности, выявление факторов хищения и злоупотребления.
Субъективный состав финансового контроля: государственный (налоговый, таможенный, казначейский, бюджетно-финансовый, валютный), аудиторский, банковский, общественный.
Внешний финансовый контроль – финансовый контроль, осуществляемый в соответствии с законом или обычаями делового оборота с целью определения финансового состояния субъекта хозяйствования, соответствие его финансовых решений определенным правилам.
Государственный финансовый контроль – основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования и использования финансовых ресурсов с целью защиты интересов государства и его отдельных органов и субъектов экономики.
Задачи:
· Проверка своевременности и полноты образования фондов государственных средств
· Проверка выполнения международных финансовых обязательств государства
· Экспертиза проекта государственного бюджета и финансовая экспертиза
· Проверка проектов законов, предусматривающих расходы финансовых средств
Основные принципы ГФК изложены в Лимской декларации ИТОСАИ: независимость контроля; объективность и компетентность; гласность; результативность; четкость и логичность предъявленных контрольных требований; обоснованность и доказанность информации, приведенная в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности подозреваемых в финансовых нарушениях лиц; согласованность действий других контролирующих органов и др.
Внутренний финансовый контроль – независимая деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, осуществляемой в собственных интересах.
Особенности: Организуется по решению руководства организации, Проводится внутри организации ее сотрудниками, Информация, как правило, предназначена для управленческого персонала, Внутренний контроль финансируется за счет собственных средств организации
В зависимости от времени совершения формы бывают: Предварительный, Текущий, Последующий
Предварительный – производится до выполнения каких-либо финансовых мероприятий.
Текущий (оперативный) – который производится в процессе операции. Объектом текущего финансового контроля является документ, связанный с поступлением и распределением средств.
Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций путем анализа отчета и балансов, а также методом проверок и ревизий на предприятиях и организациях.
Методы финансового контроля – приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия)
Наблюдение предполагает общественное ознакомление с составом финансовой деятельности ("теневая" зарплата).
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проявляется на месте с использованием балансов, отчетных и расходных документов, для выявления нарушений и устранения их последствий (оценка правильности составленных документов). Обследование направлено на выявление нарушений и их устранения. Проводится на базе квартальной или годовой отчетности и отличается систематичным по фактическому подходу с использованием средних и относительных величин группировок, индексов (оценка конкретных и смежных операций).
Анализ проявляется в отношении отдельной стороны финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что отличает его от проверки, используется опрос и анкетирование (финансовый контроль, осуществляемый за определенный период с целью выявить тенденции правильности осуществления операций).
Ревизия проводится с целью установления правильности и законности финансовой операции на коммерческом объекте. Основывается на сметах на отдельные виды работ, фактическое наличие ценных бумаг. Как правило, они проводятся на основе заранее разработанной программы (могут включать все вышеперечисленные методы).
Ревизии подразделяются:
По содержанию: документальные включают проверку различных финансовых документов. На основе анализа можно определить правильность расходных средств; фактическая: проверка наличных денег, ц/б, материальных ценностей.
По времени осуществления: плановая ревизия должна проводится в производственной сфере не реже одной проверки в год, а в непроизводственной сфере – два раза в год; внеплановая – назначаются в связи с поступлением сигналов, жалоб, требующих неотложной проверки.
По обследуемому периоду деятельности: фронтальная (полная) проверяется вся финансовая деятельность за определенный период; выборочная (частичная) представляет собой проверку за определенный период.
По объему ревизуемой деятельности: комплексные – вид контроля, сочетающий приемы документальной и фактической проверки, представляет всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности предприятия; тематические.
БИЛЕТ №11. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.
В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:
• государственный;
• внутрихозяйственный;
• финансово-кредитных органов (банковский контроль);
• общественный;
• независимый (аудиторский).
Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля:
• исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;
• организация денежного обращения;
• использование кредитных ресурсов;
• состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
• предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:
• Счетная палата РФ;
• Центральный банк РФ (ЦБ РФ);
• Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);
• Государственный таможенный комитет РФ;
• Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;
• контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
• иные органы, осуществляющие контроль над поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.
Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:
• формирование учетной политики;
• ведение бухгалтерского учета;
• составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;
• контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
• обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.
Аудиторский (независимый) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.
Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.
В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.
Банковский контроль служит важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.
Существует несколько главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.
Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.