1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. М.: Инфра-М., 1998 г.
2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998 г.
3. Практикум по теории статистики. Учебное пособие. Под редакцией Р.А.Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000 г.
4. Статистика: учеб. / И.И.Елисеева, А.В.Изотов, Е.Б.Капралова и др.; под ред. И.И.Елисеевой. – М.: КНОРУС, 2006.
5. Статистика: учебно – практическое пособие / М.Г.Назаров, В.С.Варагин, Т.Б.Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г.Назарова. – М.: КНОРУС, 2006.
6. Теория статистики. Учебник. Под редакцией проф. Г.Л.Громыко. М.: Инфра, 2000 г.
7. Теория статистики. Учебник. Под редакцией Р.А.Шмойловой. М.:Финансы и статистика, 2004 г.
Прежде всего, следует напомнить, что изучение языка программирования представляет собой знакомство с формальными правилами записи алгоритмов для их последующего выполнения компьютером. Формальность сия проистекает из самих принципов, заложенных в архитектуру вычислительных устройств, и жесткости математической логики. Поэтому, постарайтесь воспринять все довольно строгие правила как неизбежность, настроитьсебя на серьезную, скрупулезную, порой сложную работу. Однако не стоит бояться, расстраиваться и сетовать на судьбу: немного аккуратности, внимания, знания предыдущего материала - и вы уже программист.
Как и любой алгоритм, являющийся, как вы помните, последовательностью инструкций, программа на языке Паскаль состоит из команд (операторов), записанных в определенном порядке и формате.
Команды позволяют получать, сохранять и обрабатывать данные различных типов (например, целые числа, символы, строки символов, т.д.). Однако кроме команд в записи программы участвуют еще так называемые "служебные слова". Это и есть элементы формальности, организующие структуру программы. Их не так много, но их значение трудно переоценить. Служебные слова можно использовать только по своему прямому назначению. Переопределять их не разрешается.
Вам уже известно, что основное назначение компьютера - облегчить человеку работу с большими объемами информации, поэтому подавляющее большинство программ построено по одному, довольно простому принципу: получение данных из внешнего мира (ввод), обработка их по соответствующему алгоритму, хранение необходимой информации и вывод во внешний (по отношению к компьютеру) мир полученных результатов. Все эти действия реализуются через имеющиеся в языках программирования команды, алгоритмические структуры и структуры данных.