Требования к проф бухгалтеру в росс. предпринимат. среде.
Лекция №3 Тема 3. Формирование бухгалтерской профессии.
Мероприятия по повышению профессионального уровня бухгалтера.
Деятельность ор-ций, занимающейся коммерческой или выполняющей любые другие цели, нуждается в БУ ресурсов, доходов, расходов, фин. ре-тов, движ-я ДС или цел. рес-сах., кот. необх. для представления внешним пользователями и внутренних управл. нужд.
В связи с потребностью любой орг-ции в формировании учетных и отчетных данных, независимо от стадии ее развития, профессия бухгалтера важна.
В зависимости от специализации бухгалтерских кадров и их можно разделить на несколько групп, специализирующихся на определенных видах учетной деятельности и занимающихся:
- финансовым учетом
- управленческим учетом
- бюджетным учетом
- налоговым учетом
- независимой бухгалтерской деятельностью
- педагогической работой по подготовке бух. кадров.
Специализация бухгалтера в области финучета требует знаний, необх. для измерения и регистрации информации по хоз. операциям орг-ции за отчетный период, способов и методов ее обобщения, формир-я бухг. отчетности.
Специалист по УУ занят вопросами создания информац. совокупности, используемой для оценки выполнения планов, смет, бюджетов, обеспечив. информац. потребности рук-ва орг-ции и ее подразделений, а также менеджмента.
Бюджетный учет в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, необходимо вести с целью учета хоз. операций по получению и расходованию ресурсов, а также доходов и расходов и других объектов учета в рез-те ведения предпринимат. деятельности.
Налоговый учет - законодат-ва по формир-ю налоговой базы для уплаты федеральных налогов, налогов субъектов РФ и местных налогов, составлению деклараций.
Независимость БД – спецы по ведению БУ и НУ, их восстановлению, составлению БО, сдаче в налоговые органы.
Педагогическая деятельность – подготовка и переподготовка бухгалтеров.
В современной экономике можно выделить особенности
- повышение квалификации – изменяется среда рынка
- умение проводить оценку последствий ФХЖ
- умение адаптироваться к быстро изменяющимися экономическим условиям хозяйствования
- знания международного опыта учетной работы
Постоянное повышение квалификации обусловливается высокими темпами изменения в нормативных правовых документах, регламентирующих правила организации, методологического и методического обеспечения бухгалтерского учета. Учет таких изменений в практической работе требует постоянного накопления теоретических знаний и скорейшего их внедрения в организации.
Умение проводить юридическую оценку возможных последствий фактов хозяйственной жизни требует повышение уровня знаний законодательства и приобретения навыков правовой оценки заключенных договоров, практического применения норм гражданского и трудового права и др. Уровень юридической грамотности профессионального бухгалтера влияет не только на качество учета расчетных операций и соблюдение расчетной дисциплины. Он необходим для построения системы аналитического учета, позволяющего организовать контроль не наступления неблагоприятных для организации юридических и финансовых последствий.
Умение проводить оценку налоговых последствий фактов хозяйственной жизни ведет к применению способов и методов бухгалтерского учета, наиболее когерентных методам и способам оценки и учета объектов бухгалтерского и налогового учета, позволяющих минимизировать налоговые платежи и снизить затраты ведения налогового учета.
Умение адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям обусловливается процессами глобализации, охватившими многие стороны хозяйственной жизни России, проявляющимися в создании экономики знаний, росте мобильности капитала, интеллектуальной составляющей бизнеса. Новые экономические условия ведут к актуализации знания международных систем бухгалтерского учета, позволяющих задействовать дополнительные ресурсы для инвестирования развития бизнеса, его модернизации и расширения.
Знания международных систем учета и отчетности, особенностей его методик, порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, умение ее анализировать представляет важное условие выработки обоснованных управленческих решений. Сотрудничество с зарубежными партнерами зачастую сопровождается необходимостью трансформировать отчетность российской организации. В связи с этим бухгалтеру необходимы знания основ такой трансформации, позволяющей сопоставить показатели хозяйственной деятельности сотрудничающих организаций.
Уровень квалификации бухгалтерских кадров определен также возможностью использовать свое профессиональное суждение в разработке положений учетной политики организации. Способы и методы ведения бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть оценены исходя из сложившихся внешних и внутренних факторов, воздействующих на деятельность организации и перспективы ее развития.
Необходимость разработки рекомендаций по организации и ведению финансово-бухгалтерской работы, способных, по мнению бухгалтера, улучшить показатели деятельности и учитывающих ее слабые и сильные стороны, должно быть учтено при повышении квалификации бухгалтеров и составить одно из направлений его улучшения.
Важной составляющей эффективной работы бухгалтерских кадров является их материальная заинтересованность, обусловленная уровнем заработной платы. В настоящее время труд специалистов оценивается в зависимости от квалификации.
Наиболее высоко оплачивается труд специалистов, обладающих опытом работы более трех лет в крупных организациях, при наличии высшего профессионального образования, знания наиболее востребованных компьютерных программ. Ценится стремление специалиста к постоянному повышению квалификации и наличие соответствующего подтверждения.
Другие специалисты могут надеяться на более низкую заработную плату в зависимости от опыта работы, наличия профессионального образования (среднего специального, незаконченного высшего, профильного высшего), уровнем владения компьютерными программами.