К середине 60-ых мода приобретает новое направление .
Андре Курреж- коротко стриженные модели, одетые в белое или черно-белое, узкие прямые брюки, короткие юбки и короткие белые сапоги, белые очки с прорезью. Это мода нового красивого мира, в котором фантазии будущего с помощью технического прогресса переносятся в реальность.
Пако Рабанн- представляет космические наряды в виде кольчуги из пластиковых пластин и пластин легкого металла.
Пьер Карден –в его коллекции представлены шляпы как стилизованные космические шлемы и простые скромные платья свободного покроя. В
остальных предметных формах господствовал белый и серебристый цвет. Одним из ярких представителей этой стилистики был Эеро Арнио, который создавал мебель, используя новейшие материалы: плексиглаз, фибростекло. Мебель его была недолговечна, но тем не менее она отвечала запросам на качество в Скандинавских странах.
В 60-ые годы люди , в основном, были обеспечены жильем, теперь наступило время реконструкции городов. Города должны превратиться в грандиозные строения, соответствующие новому стилю жизни людей космической эпохи. Такая реконструкция предполагала избавления от исторических классических архитектурных форм. Понятно, что идеи эти были утопическими и не могли быть воплощены в реальность.
Группа Архигрем –в нее вошли молодые английские архитекторы. Основная идея состояла в максимальном использовании достижений науки и техники в целях кибернетизации жизненной среды. При этом они развивают идею «однократного использования». Все элементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа (15-20 лет).
Машина для жильяИзвестный итальянский дизайнер Джо Коломбо разрабатывал трансформируемые многофункциональные жилые ячейки с агрегатами для жилья.
Несколько иная концепция деятельности Баухауза принадлежит Ганнесу Майеру .В противоположность Гроппиусу Ганнес Маейр отказывается от “художественного валюнтаризма” баухаузовцев времен Гроппиуса и переходит к чистому функционализму. Функционализм Майера отказывается в проектировании от формальных подходов, опиравшихся на предвзятое эстетическое восприятие форм, он выводит композиционные закономерности из соотнесения функции и целесообразности. Функция это совокупность биологических, психологических и социальных параметров, а личные пристрастия к комфорту можно учитывать, например: в выборе отделки помещения, но нельзя им следовать бесконечно. Хотя в своей практике он не придерживался критериев им же созданного нормативного функционализма.
Следующий период деятельности Баухауза связан с именем Людвига Мис ван дер Роэ. Этот период характерен ориентацией на конкретное строительство и выпуск бытовых вещей, работу над предметными формами в единстве с архитектурой. Предметные формы он рассматривал как продолжение пространственных композиций.
Особое внимание уделялось решению градостроительных проблем, подчиненных не только практическим целям, но и поискам эстетических закономерностей восприятия всей современной пространственной среде. Т.е. жилая ячейка оказывалась единицей сложнейшего архитектурно-пространственного целого.
Проблематика идей Баухауза стала предметом дискуссий .Одним из наиболее ярких участников полемики был австрийский архитектор Адольф Лоос. Одна из наиболее ярких его статей “Орнамент и преступление”, основная мысль которой гласит : главное в предметах -их прямое назначение и их материальная форма. Эта форма должна удовлетворять потребителей в течение всего того времени, пока вещь существует физически и пригодна для использования. При этом промышленники для успешного сбыта искусственно стимулируют форму, прибегая к остромодному орнаментированию. Цена вещи зависит от новизны формы, а не от качества. При этом используются еще и недолговечные материалы-все это невыносимо в “творениях” в современном стиле. Человеку 20 века такой коммерческий подход не нужен, т.к. его вкусы не ориентированы на ханжество и фальш, он становиться более скромным, использует всю изобретальность на другие цели. Как воплощение мыслей Лооса в 1924 году Веркбунд открывает выставку в Мюнхене “Форм без орнамента”. На выставке представлены изделия массового промышленного производства, внешне непритязательные, нужные в быту, в их облике преобладали простые геометрические формы.
Весь пафос, вся убежденность немецких функционалистов в том, чтобы искусство и техника должны составить новое единство, которое послужит человеку и создаст новую культуру.
Завершая характеристику этого периода нужно отметить , что руководители немецкого промышленного искусства организовали себе помощь на разумной деловой основе. Создали союзы, сломали сопротивление торговли, заручились поддержкой правительства и продолжали путь воспитания вкуса народа через всевозможные действия (лекции. выставки, реклама,кинематограф). Понимая, что за исходный и конечный пункт работы необходимо брать совокупное представление масс, вкус масс, только влияя на него, и можно сделать понятными и естественным любые формы окружающего человека мира
Большинство мастеров раннего немецкого дизайна были из ремесленничества, цель деятельности которых определялась как движение за единый стиль бытия. Такая направленность деятельности привела к построению общей теории формы. Создание в 1907г. Веркбунда способствовало решению общетеоретических проблем, на основе которых решались бы задачи создания качественных вещей для формирования окружающей Среды.
Повешение качества промышленных изделий предполагалось достичь путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла. Здесь и стали вырисовываться идеи функционализма.
К 1914 году лучшие вещи , согласно новым требованиям и условиям были выполнены мастерами Веркбунда , что продемонстрировали выставки промышленных изделий.
Наиболее яркими представителями функционализма можно считать: Германа Мутезиуса, Петера Бернса, Хенрика Ван де Вельде.
Герман Мутезиус (1861-1927г.г.)- автор более 30 работ о сущности формы в архитектуре и прикладном искусстве, один из наиболее значимых фигур в дизайне того времени. Основная проблема, которую он решал, заключалась в определении значимости предметных социальных форм, взаимосвязи социальных задач и художественного творчества в сфере материальной культуры.
Многие художники перешли от станкового искусства к работе над художественными формами, оформлением предметов материальной культуры, создаваемых промышленностью. Т.е. вместо формирования прежней уникальной художественно-образной системы , художник стал создавать целесообразные, но обезличенные предметные формы. Возникает необходимость связать форму с назначением вещи, с подчинением формы свойствам материала, и это особенно важно, т.к. материал предъявляет особые требования к технологии изготовления. Возникает цепь: материал-техника обработки- функция вещи. Значит перед создателем формы возникла задача построить такую форму, чтобы она могла подвергнуться машинной обработке с одной стороны, а с другой- чтобы не возникало противоречия между целесообразностью формы и ее художественным воплощением. Это напрямую выводило художника к проблемам формообразования.
Следующая задача-обновление архитектуры. Архитектура должна формировать стиль новой жизни.
Изучение опыта Англии (Ред-хауз, его интерьер, котеджные дома) привело Мутезиуса к разработке принципов новой теории художественных форм в архитектуре. Практическое приложение его теорий привело к созданию архитектуры, сочетавшей традиции немецкого романтизма с новейшими английскими исканиями, совершенно замкнутую и стройную с формальной точки зрения, правильную с точки зрения композиции, но сухую и невыразительную. Такие творения не могли научить воспринимать людей новые художественные формы, что было очень важно. Встает задача определения эстетической сущности формообразования. Необходимо точно определить, что есть красота и что есть польза. Красота- вторична, она есть результат влияния художественной формы на человека в соответствии с известными художнику культурными требованиями. А значит роль художника- в формировании новых критериев красоты через сочетание форм.
Тогда польза определяется как соответствие формы и функции. А вот результат соответствия формы и функции есть красота. Польза сама по себе не имеет ничего общего с формальным совершенством, т.е. прекрасное это только вопросы формы, а польза- голое воплощение какого-либо назначения. Отсюда учение Мутезиуса о форме выходит из-под зависимости красоты, значит нужна деятельность, направленная на улучшение формы и качества.
Большой вклад сделан Мутезиусом в создание системы обучения, его принципов.
Петер Бернс (1869-1940)- пришел в дизайн из станковой живописи, типичный представитель модерна. В 1903 году директор Школы прикладного искусства в Дюссельдорфе. Главным в обучении считал знакомство с общими закономерностями формообразования, наблюдаемыми в природе. Основной лозунг: следовать эстетике полезности и необходимости материала.
В 1907 г. -художественный директор АЭГ, специализировавшейся на выпуске электротехнической продукции. Здесь он занимается проектированием и строительством промышленных и административных корпусов, работает над формой изделий фирмы. Эстетику промышленных изделий видит в простоте и функциональности их внешнего вида. Работа над архитектоникой формы привела к проблеме воспитания вкуса и духа народа - через производство вещей к совершенным эстетическим требованиям. В поиске формы он не стремился создать нечто новое , он подгонял изделие под существующие. проверенные геометрией формы. этим он стремился совместить вектор развития промышленности и художественного творчества.
Постепенно он приходит к традициям “синтетического искусства”, включающего архитектуру, предметную среду, стиль поведения, отдельные виды пластических и зрелищных искусств. Воплощение синтетических искусств Бернс видел в театре, ставя знак равенства между жизнью и театром. Театр наиболее удобное экспериментальное поле для тотального проектирования Среды. Создавая среду, необходимо формировать стиль времени, а значит формировать жизненное окружение с помощью единства стиля.
При этом установка на восприятие форм потребителем должна быть подготовлена художником, только тогда новые промышленные формы станут ферментом созидания новой материальной культуры.
Лидер немецкой теории предметного творчества - педагог Хенри Ван де Вельде (1863-1952).
Особое внимание в развитии форм уделяет линии и линейным композиционным построениям, как наиболее простой и универсальный способ превращения физически существующей формы в форму художественную. С помощью орнамента можно доступно объяснять как изменяется форма и как она несет в себе определенное понимание красоты, соответственно эпохе. Только при этом нужно установить новую систему орнаментации, уподобляя ее технике. Орнамент в такой ситуации не украшение , он конструктивен, а конструкция орнаментальна. Отсюда основной принцип красоты- вещь красива, если она такова, какой должна быть и всякий пытающийся узнать ее полезность сразу же в этом разберется, а всякие другие соображения, кроме полезности и назначения просто вредны. Следование этому принципу удержит нас на здоровых методах ремесленного труда и даст возможность насладиться красотой в ее современном понимании там, где она, конечно, присутствует. На основе этих выводов , он вводит в курс обучения в Школе прикладных искусств: технический рисунок, учение о цвете, орнамент.
Последующий этап развития дизайна в Германии определяется деятельностью Баухауза. Баухауз просуществовал около 15 лет, с 1919-1924 год в Веймаре, с 1925-1932 год в Дессау. Создатель Баухауза Вальтер Гроппиус, концепция Школы определена как школы проектной культуры.
В основе идей Баухауза лежит создание новой художественной культуры путем объединения местеров-художников вокруг единого объекта-Дома. В связи с этим формулируется цель: собрать воедино все виды художественного творчества, воссоединить в новом, целостном “строительном искусстве” в качестве неразделенных его частей- архитектуру, пластику, живопись и художественные ремесла, конечной целью станет грандиозное произведение искусства -”Большой дом”, при строительстве которого исчезнут грани между архитектурой и другими пространственными искусствами. В такой ситуации Баухауз должен воспитывать будущих архитекторов, живописцев и скульпторов в зависимости от степени их дарования, либо добросовестными и умелыми ремесленниками, либо творчески самостоятельными художниками, имеющими единый подход, позволяющий в тесном сотрудничестве и взаимодействии возвести здание, которое станет общим произведением их совокупного творчества (Гроппиус). Архитекторы, скульпторы, живописцы снова должны вернуться к ремеслу. Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником, художник лишь высшая ступень ремесленника.
В контексте этого Гроппиус создает модули для односемейных домов, так называемые “кубики для взрослых”-шесть объемных модульных элементов :параллелепипедов, простой и сложной формы. В плане они должны иметь большую жилую комнату, вокруг которой располагались комнаты меньшей площади и подсобные помещения. художественные аспекты проектирования сводились к нахождению оптимальных пространственных членений, к использованию цветовых контрастов в отделке интерьеров, к созданию новых видов мебели, светильников. покрытий полов. декоративных ковров и тканей, позволяющих добиваться максимума вариантов при минимуме исходных материалов.
Несколько иная концепция деятельности Баухауза принадлежит Ганнесу Майеру .В противоположность Гроппиусу Ганнес Маейр отказывается от “художественного валюнтаризма” баухаузовцев времен Гроппиуса и переходит к чистому функционализму. Функционализм Майера отказывается в проектировании от формальных подходов, опиравшихся на предвзятое эстетическое восприятие форм, он выводит композиционные закономерности из соотнесения функции и целесообразности. Функция это совокупность биологических, психологических и социальных параметров, а личные пристрастия к комфорту можно учитывать, например: в выборе отделки помещения, но нельзя им следовать бесконечно. Хотя в своей практике он не придерживался критериев им же созданного нормативного функционализма.
Следующий период деятельности Баухауза связан с именем Людвига Мис ван дер Роэ. Этот период характерен ориентацией на конкретное строительство и выпуск бытовых вещей, работу над предметными формами в единстве с архитектурой. Предметные формы он рассматривал как продолжение пространственных композиций.
Особое внимание уделялось решению градостроительных проблем, подчиненных не только практическим целям, но и поискам эстетических закономерностей восприятия всей современной пространственной среде. Т.е. жилая ячейка оказывалась единицей сложнейшего архитектурно-пространственного целого. Но с приходом национал-социалистов к власти в 1933 году деятельность Баухауза закончилась .
Идеи , разработанные в Баухаузе за время его существования представляют собой наследие классического функционализма. Особенно значительным явлением для образовательной и практической деятельности Баухауза были пропедевтические курсы. К примеру курсы по “формообразованию и цвету”, “Искусство цвета, разработанные Иоганнесом Иттеном. Им разработано положение о семи контрастах-семи способах построения гармоничной цветовой композиции и управления колористическими сочетаниями с почти гарантированным результатом. Столь же продуктивна и профессиональна деятельность в Баухаузе Ласло Мохой-Надя, разработавшего принципы современной фотографии, монтажа, полиграфии.
Методику Баухауза , его пропедевтические курсы стали применять в различных вузах прикладного искусства и профессиональных училищах.
Проблематика идей Баухауза стала предметом дискуссий .Одним из наиболее ярких участников полемики был австрийский архитектор Адольф Лоос. Одна из наиболее ярких его статей “Орнамент и преступление”, основная мысль которой гласит : главное в предметах-их прямое назначение и их материальная форма. Эта форма должна удовлетворять потребителей в течение всего того времени, пока вещь существует физически и пригодна для использования. При этом промышленники для успешного сбыта искусственно стимулируют форму, прибегая к остромодному орнаментированию. Цена вещи зависит от новизны формы, а не от качества. При этом используются еще и недолговечные материалы-все это невыносимо в “творениях” в современном стиле. Человеку 20 века такой коммерческий подход не нужен, т.к. его вкусы не ориентированы на ханжество и фальш, он становиться более скромным, использует всою изобретательность на другие цели. Как воплощение мыслей Лооса в 1924 году Веркбунд открывает выставку в Мюнхене “Форм без орнамента”. На выставке представлены изделия массового промышленного производства, внешне непритязательные, нужные в быту, в их облике преобладали простые геометрические формы.
Весь пафос, вся убежденность немецких функционалистов в том, чтобы искусство и техника должны составить новое единство, которое послужит человеку и создаст новую культуру.
Завершая характеристику этого периода нужно отметить , что руководители немецкого промышленного искусства организовали себе помощь на разумной деловой основе. Создали союзы, сломали сопротивление торговли, заручились поддержкой правительства и продолжали путь воспитания вкуса народа через всевозможные действия (лекции. выставки, реклама. кинематограф). Понимая, что за исходный и конечный пункт работы необходимо брать совокупное представление масс, вкус масс, только влияя на него и можно сделать непонятным и естественным любые формы окружающего человека мира