Термин Возрождение определил появление новой исторической эпохи, которая обусловлена появлением на ранней стадии капиталистических отношений и связана она с появлением в феодальном обществе буржуазии. Эпоха Возрождения зародилась в Италии и это не случайно. В Италии, на родине античности, возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек становиться главной темой искусства. При этом необходимо иметь в виду, что Возрождение не повторяет античное искусство, оно просто вновь обращается к человеческой значимости, красоте, силе, способности творить. Эпоха Возрождения взращена тысячелетней историей средневековья, христианством и вытекающим из этого нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство новой стилистикой.
Итальянское Возрождение охватывает период от второй половины ХIII века по первую половину ХVI века, разделяется на периоды:
XIII-XIV – Проторенессанс;
XV – Раннее Возрождение;
Конец XV-XVI века –Высокое Возрождение .
Главенствующую роль в этот период играет Флоренция, которая превращается в богатую республику с конституцией, быстро формирующимся буржуазным бытом и буржуазной культурой, с зарождающейся промышленностью в виде мануфактур. Изменения в искусстве Италии этого периода произошли, прежде всего, в скульптуре и живописи. В скульптуре – Николо Пизано, в работах которого прослеживается влияние античности. В живописи - Джотто.Он в своих работах создает целостный рассказ – повествование о сложной внутренней жизни героев. Джотто вводит пейзажный фон, фигуры обретают объем и естественность движения. Появляется трехмерное пространство, которое достигается не перспективным углублением, а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга на плоскости. Джотто вводит в свои изображения черты быта, создающие ощущение достоверности обстановки и передающие определенное настроение. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения –это этап в искусстве возрождения.
XV век - век гуманизма , время формирования буржуазной культуры и буржуазного мировоззрения, он полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью, когда наступила эпоха веры в неограниченную силу разума, интеллекта. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом, торжествует дух порядка и меры. Геометрия. Математика, анатомия , учение о пропорциях человеческого тела имеют огромное значение для художников. Художники тщательно изучают анатомию, решена проблема прямолинейной перспективы.
Архитектура.Филиппо Брунеллески –его архитектура несет на себе черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии и соразмерности . Эти черты проявляются не только в строительстве Флорентийского собора, но и в светской архитектуре, например в здании воспитательного дома, в котором галерея первого этажа, переходящая во вором этаже в гладкую стену с карнизом и окнами, стала образцом для всей архитектуры Ренессанса.
Появляется образ светского дворца (палаццо)- это трехэтажное сооружение , носящего по облику крепостной характер , благодаря кладке из грубо отесанных камней, особо подчеркивающих первый этаж. Особое место в этом ряду архитекторов занимает Альберти. Его дворцы имеют четкое членение, рустика, большая роль отводится пилястрам, сдвоенные окна, подчеркнутый карниз. В целом, ренессансная архитектура использовала античное наследие, ордерную систему, явив тем самым новый этап в архитектуре.
Скульптура.Донателло –скульптор, который решил проблемы европейской пластики, воссоздав круглую скульптуру, монумент, конный монумент. При этом некоторые произведения Донателло близки по форме античной пластике.
Живопись.Основателем живописи Раннего Возрождения по праву считается флорентиец Мазаччо. Флорентийская школа этого периода остается ведущей. Через флорентийскую школу прошел Пьеро дело Франческа, живописец Средней Италии. В его работах люди исполнены спокойствия . краски прозрачны и напоены солнцем, хотя Флорентийцы более были обращены более к рисунку, как способу решения интеллектуальных задач, а цвет был локальным, жестким, второстепенным. Такая позиция флорентийской дколы была связана с тем, что перестраивалась вся система мироощущения. Возродившийся человек хотел видеть себя на земле, осваивать мир как реальное пространство жизни. Наука нового времени начинала свой путь в союзе с искусством, зарождаясь внутри его. Поэтому первым каналом познания было ясное видение, постигающее природу вещей. Человек Возрождении хочет ясности, он все меряет, чертит перcпективу, постигает механизм движения тела, классифицирует движения страстей,